А. ФЕЙЕРБАХ (1829 — 1880)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В 1880 году, в год смерти художника Фейербаха, в Берлинской Академии состоялась первая посмертная выставка его произведений, имевшая большой успех. Творчество Фейербаха впервые привлекло к себе внимание, стало предметом многочисленных исследований; выставки последовали одна за другой.
Успеху, которого Фейербах не мог добиться при жизни, способствовал и выход в свет его воспоминаний и высказываний об искусстве, изданных матерью художника, под названием «Завещание».
Ансельм Фейербах родился в семье с богатыми культурными традициями. Его отец, преподаватель классической филологии и древней истории, был страстным поклонником античности. Он написал книгу «Ватиканский Аполлон», получившую большую известность. Дядей художника был философ Людвиг Фейербах. Как говорил впоследствии сам художник, он впитал любовь к «классической античности с молоком матери».
Воспитание во многом определило круг интересов Фейербаха и его дальнейшую судьбу. Профессиональное образование он получил в Академиях Дюссельдорфа и Мюнхена. Кроме этого, большую роль в формировании его художественных вкусов сыграло копирование произведений старых мастеров, прежде всего Рубенса и Ван Дейка.
Обосновавшись в Париже — центре художественной культуры того времени, Фейербах поступил в мастерскую Тома Кутюра, известного исторического живописца, прославившегося в ту пору картиной «Римляне времен упадка» (1847).
Особенно знаменит был Кутюр как педагог, его мастерская была самой модной в Париже; из нее вышли такие художники, как Эдуард Мане и Пюви де Шаванн. Кутюр научил Фейербаха тоньше чувствовать цвет. От него молодой художник перенял все приемы, которыми должен был владеть исторический живописец. Картина «Гафиз у трактира» (Маннгейм) — первое большое произведение Фейербаха — отражает впечатление, произведенное на него современным французским искусством, прежде всего работами Делакруа и Делароша. Под влиянием Кутюра Фейербах создает многочисленные женские головки в рокайльном стиле. Но в это же время возникает и замечательный реалистический портрет профессора Умбрехта (1853, Гейдельберг), открывающий новую сторону дарования Фейербаха, к сожалению, считавшего жанр портрета второстепенным по сравнению с исторической живописью.
В творчестве Фейербаха зрителя поражает удивительная раздвоенность, трагическая противоречивость. С одной стороны, он стремится к большому, монументальному стилю, к воплощению героических образов, раскрывающихся в исключительных обстоятельствах. Но он не стремится выразить в своих исторических полотнах идеи, важные для современности. Вместе с тем художник точно чувствует натуру, он прекрасный рисовальщик, тонкий портретист, и те немногочисленные пейзажи и рисунки с натуры, которые он создал, больше привлекают к себе сегодняшнего зрителя, чем такие картины, как «Смерть Пьетро Аретино», «Медея» или «Пир Платона».
В 1855 году, благодаря стипендии, предоставленной молодому мастеру герцогом Фридрихом Баденским, Фейербах получил возможность поселиться в Италии. Он пробыл там, лишь изредка наезжая в Германию, до конца жизни. В Венеции Фейербах много рисовал с натуры. Такие пейзажные акварели и картины, как «Горный пейзаж» (Берлин), «Вид Кастель Тоблино» (Берлин), «Водопад» (Маннгейм), которые художник создал для себя, по свежим впечатлениям от итальянских ландшафтов, относятся к числу его лучших произведений.
Утратив покровительство герцога и лишившись стипендии, Фейербах переселился из Венеции во Флоренцию, а оттуда — в Рим. «Рим — моя судьба», — говорил художник. Величественные античные руины Вечного города соответствовали представлениям Фейербаха об истинно монументальном стиле: произведения искусства античности и Возрождения были для него примером подражания. Забыты Тициан, Веронезе и уроки венецианского колоризма; Рафаэль — его новый кумир. Все творчество Фейербаха проходит отныне под знаком поисков нового монументального стиля, далекого от реальной действительности.
В виде античного фриза построена картина «Данте и женщины Равенны» (Карлсруэ). Это, так же как и тондо «Мадонна» (Дрезден), не слишком удачное подражание Рафаэлю. Лишь рисунки с натуры и этюды к картинам привлекают свежестью восприятия, сочетающейся с прекрасной техникой. Большую роль в жизни и творчестве художника сыграла его натурщица, римлянка Наина Ризи, чья удивительная, строгая, почти античная красота вдохновляла художника на создание нового, возвышенно-монументального стиля.
Изображение Наины можно увидеть в «Ифигении» (Дармштадт), «Оплакивании» (Мюнхен), где фигура натурщицы дана в троекратном повторении, в картине «Лукреция Борджиа» (Франкфурт-на-Майне). Фейербах написал множество ее портретов.
В Риме произведения Фейербаха не пользовались успехом, его средства к существованию были весьма ограниченными; из-за замкнутого и вспыльчивого характера он почти не имел друзей.
Изредка встречался он с известным художником А. Беклином и гравером Ю. Альгейером, с которыми его объединяла любовь к музыке. Не случайно многие произведения Фейербаха связаны с музыкальными впечатлениями: картина «Орфей и Эвридика» навеяна оперой Глюка, произведение того же композитора «Ифигения в Тавриде» вдохновило живописца на создание картины «Ифигения»; изображение музицирующих женщин и детей часто встречается в различных полотнах художника.
В камерном, поэтическом ключе выполнены картины, заказанные Фейербаху известным коллекционером графом Шаком для его галереи в Мюнхене. Эти небольшие по размеру произведения с идиллическими сюжетами: «Паоло и Франческа» (Мюнхен), «Лаура в церкви» (Мюнхен), «Нимфа и музицирующие дети» (Базель) и др. очень привлекательны. Сам же художник считал главным делом своей жизни создание таких картин, как «Пир Платона», «Битва амазонок», панно «Гибель титанов», появившихся в 70-х годах. Но сегодня они кажутся бездушно- академическими.
Фейербах активно использовал в них декоративные элементы — вазы, цветы, орнамент. Впечатления, полученные им от помпеянских фресок и произведений эпохи Возрождения, он эклектически соединял в одной композиции («Пир Платона»). Многочисленные штудии с натуры, подготовительные рисунки и этюды в целом оказались значительно лучше окончательного варианта картины «Битва амазонок».
В последние годы своей жизни Фейербах создает несколько автопортретов, которые, так же как и портрет матери (Берлин), своей простотой и живописными качествами выгодно отличаются от других его произведений этого времени. В свободной, легкой, живописной манере исполнения портретов чувствуется приближение к импрессионизму, уже получившему распространение в Германии в 70—80-е годы XIX века.
В творчестве Фейербаха ясно прослеживаются две тенденции. Суховатый академизм с поисками монументального стиля Фейербах культивировал в ущерб второстепенной для него реалистической линии, хотя в этом духе художник создавал прекрасные портреты, пейзажи, рисунки и этюды к картинам, имеющие самостоятельную эстетическую ценность («Оплакивание Христа»).


При цитировании гиперссылка обязательна.