ДЖ. ДЕЛЛА РОББИА (1469 — 1529)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Джованни делла Роббиа — представитель третьего поколения знаменитой семьи флорентийских скульпторов делла Роббиа, основателем которой был Лука, родившийся в 1400 году.
Творчество семейства Роббиа, создателей портретов, гробниц, статуй мадонн, рельефов для украшения общественных зданий, отражает эволюцию пластического видения человеческой фигуры на протяжении кватроченто (пятнадцатого столетия, по принятому в Италии названию веков). После хрупких и изысканно-утонченных человеческих фигур, которые создавались мастерами средних веков, скульпторы кватроченто, возрождая традицию античного идеала красоты, стремились правдиво показать человеческое тело.
Лука делла Роббиа, несомненно, внимательно изучал натуру, когда делал рельефы для певческой кафедры во Флорентийском соборе. Они служили как бы иллюстрацией церковному псалму «Хвалим господа» и изображали поющих мальчиков в виде ангелов и музыкантов, играющих на разных инструментах.
Но стремление передать в своем искусстве всю полноту и яркость окружающей жизни ведет Луку делла Роббиа дальше, к открытию важнейшего новшества в итальянской скульптуре. Он начинает применять в своих рельефах цветную майолику.
Слово «майолика» происходит от названия острова Майорка, где умение делать сосуды из цветной обожженной глины достигло большого расцвета. Итальянские мореплаватели передали этот секрет техники в свою страну, и уже в XIV веке там во многих городах стали делать майоликовые блюда, посуду, декоративные украшения.
Лука делла Роббиа первым решился применять эту глазурную технику в скульптуре, и белые барельефы с изображением мадонны с младенцем украсились как будто живыми гирляндами цветов и плодов. Простые и звучные сочетания красок, так же как и весомые пластические формы барельефов Луки делла Роббиа, передавали земные образы материнской любви в изображениях мадонны с младенцем; они были созвучны целостному и оптимистическому мировосприятию человека раннего Возрождения.
Племянник Луки, Андреа делла Роббиа, также сделал множество барельефов в технике майолики, самыми известными из них являются изображения спеленатых младенцев в ярко-синих тондо (круговых по оформлению рельефах), исполненные для Воспитательного дома во Флоренции.
Джованни делла Роббиа был одним из семи сыновей Андреа, с 1497 года он наследовал руководство всей скульптурной мастерской Роббиа во Флоренции. Как и его отец, Джованни продолжал создавать майоликовые скульптуры, в основном изображения мадонн, развивая приемы Луки (например, барельефы в Санта-Мария Новелла) и часто повторяя уже найденные его предшественниками художественные решения. Но времена уже изменились. На смену уравновешенному и созерцательному взгляду на жизнь людей первой половины кватроченто пришло ощущение внутреннего волнения души и понимания драматизма жизни, выразившееся в фанатических проповедях монаха Савонаролы, потрясших всю Флоренцию в конце XV века.
Двое из братьев Джованни при непосредственном участии Савонаролы постриглись в монахи. Религиозно-экзальтированные настроения отражали смутное понимание социально-политических конфликтов в замкнутом обществе Флорентийской республики. Это по-разному нашло отражение в творчестве поэтов и художников, затронуло и, казалось бы, почти не изменявшееся на протяжении полувека творчество семейства Роббиа. В статуе, изображающей св. Себастиана, работы Джованни делла Роббиа, которая хранится в Эрмитаже, чувствуются напряженность, обостренная выразительность. В изображении фигуры нет больше той жизнеутверждающей силы, которая была в работах Луки, здесь видна слабость человеческой плоти — в запрокинутой голове, отведенных назад руках, лишенных силы ногах.
Савонарола проповедовал пренебрежение к телу, которое является лишь «сосудом» для души, и эта идея как будто отразилась в статуе Джованни делла Роббиа. В других работах скульптор создает более традиционные образы, но они утратили былую гармоничность творений делла Роббиа.
Произведения Джованни порой красочны до пестроты, он воспроизводит множество деталей, в которых не нуждались его предшественники для создания ярких образов. Вставляя скульптурные композиции в цветные пейзажные фоны, Джованни делла Роббиа не задумывался о различии языка живописи и пластики, объединявшихся в его ярких майоликах. Эта наивная нерасчлененность художественного видения, пренебрежение к условностям языка скульптуры стали причиной того, что в строгий век Высокого Возрождения искусство скульптурной майолики вышло из моды и заглохло.


При цитировании гиперссылка обязательна.