Л. В. ШЕРВУД (1871 — 1954)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Скульптор Леонид Владимирович Шервуд прошел долгий жизненный путь, прожив три десятилетия в прошлом столетии и более полувека в нынешнем. В 1886 году он начал учиться в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества одновременно с А. Я. Головиным, М. В. Нестеровым, И. И. Машковым, В. Н. Бакшеевым, когда руководителями Училища были еще И. М. Прянишников, В. Д. Поленов, В. Е. Маковский.
Позднее, уже в Академии в Петербурге, его учителями были И. И. Шишкин и И. Е. Репин, которого Шервуд на протяжении всей жизни считал своим главным наставником.
Впрочем, еще раньше, в детские годы его художественным воспитанием занимался отец, академик живописи, много работавший как в области архитектуры, так и в области скульптуры. Кто не знает в Москве здания Исторического музея, монумента героям Плевны у Ильинских ворот, памятника Пирогову у клиник на Большой Пироговской — автором которых является В. О. Шервуд?
Немало способствовали развитию будущего скульптора и видные деятели русской культуры, бывавшие в доме отца.
Уже в первые годы пребывания в Академии молодому Шервуду было свойственно стремление к передаче в пластических образах самой правды жизни, отказ от мертвых академических канонов, реалистическое воплощение форм человеческого тела.
Шервуд принадлежал к прогрессивной, демократически настроенной части студенчества, принимавшей участие в общественно-просветительской деятельности, он вел занятия по рисунку в народных школах за Невской заставой, участвовал в кружке, собиравшемся у писателя Глеба Успенского. В своей книге «Путь скульптора» Шервуд так вспомнил о своих творческих задачах: «Мне хотелось выразить на условном языке художественных образов свой внутренний протест против той грубой и жестокой, подавляющей человеческое достоинство деспотической силы, давление которой мы все так остро тогда на себе ощущали».
Нет никакого сомнения, что этот внутренний протест и вызвал появление его «Угольщика» — ранний преддипломный этюд 1896 года. Скульптура изображает изможденного старика с тяжелой угольной корзиной на спине, остановившегося для минутной передышки. Юный скульптор сумел выразить здесь свое глубокое сочувствие многотрудной жизни рабочего человека. И в самом выборе темы, и в ее реалистической трактовке уже определилась жизненная и эстетическая позиция художника.
При окончании Академии Шервуду была присуждена большая золотая медаль. С ней была связана поездка за границу для ознакомления с классическим и современным европейским искусством. В Париже скульптор попадает в студию Родена, искусство которого оказало на него огромное влияние. Оно ощущается в исполненном Шервудом бюсте Пушкина (1902).
Детально изучив иконографию и в первую очередь посмертную маску поэта, скульптор запечатлел образ творящего поэта, владеющий им порыв вдохновения. В последующие полтора десятилетия Шервуд работает над рядом надгробий, среди которых памятники Глебу Успенскому и Гарину-Михайловскому на Волковом кладбище, над проектами памятников Петру Первому, Лермонтову, Шевченко, Комиссаржевской, Врубелю, над рядом бюстов видных деятелей науки и искусства.
В 1914 году на Якорной площади в Кронштадте сооружается по его проекту, получившему первое место на конкурсе 1913 года, памятник прославленному русскому флотоводцу адмиралу Макарову. Это изваяние — одно из первых произведений монументального жанра, к которому скульптор испытывал тяготение и раньше.
Ко времени Октябрьской революции Шервуд имел уже широкую известность. В 1918 году он активно включается в реализацию ленинского плана монументальной пропаганды, становится руководителем сооружения памятников в Петрограде, сам работает над бюстами великих русских революционеров. Его «Радищев» был первым памятником, созданным по плану монументальной пропаганды. Открытие памятника состоялось осенью 1918 года сначала в Петрограде, а затем и в Москве.
В следующем году на набережной Невы устанавливается памятник Герцену, созданный Шервудом. В 1920-е — 1930-е годы он продолжает работу над скульптурными портретами крупнейших представителей отечественной науки, выполняет для Ленинградского университета две парные полуфигуры Менделеева и Бутлерова, памятник Мечникову, бюсты выдающихся деятелей Коммунистической партии — Розы Люксембург, Войкова, Луначарского, участвует в конкурсе на памятник Ленину у Финляндского вокзала.
В 1933 году Шервуд создает свое самое значительное произведение — монументальную фигуру «Часовой». Она была экспонирована на выставке «XV лет РККА» и сразу завоевала самые широкие зрительские симпатии.
Скульптура «Часовой», высотой в 2,5 метра, явилась неким символом силы, мужества, стойкости стража Родины, его физической мощи и его духовной несокрушимости. Этому впечатлению способствуют композиционное построение статуи, пристальный твердый взгляд «Часового» и крепко сжатая в руках винтовка.
В этом изваянии скульптор отказывается от свойственной многим его работам излишней деталировки, подчеркнутого внимания к костюму, что приводило к дробности формы и снижало полноту образа. Здесь скульптор сумел подняться до крупного художественного обобщения.


При цитировании гиперссылка обязательна.