Ю. М. НЕПРИНЦЕВ (Род. 1909 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Народный художник СССР, лауреат Государственной премии, действительный член Академии художеств СССР Юрий Михайлович Непринцев родился в Тифлисе, в семье архитектора. В 1925 году он поступил в студию, которую вел в эти годы Б. А. Фогель, а с 1926 по 1930 год занимался в студии В. Е. Савинского в Ленинграде. С 1928 года Непринцев участвует в художественных выставках.
В 1934 году Непринцев поступил на живописный факультет Академии художеств, где учился у И. И. Бродского. При окончании Академии в 1938 году он получил диплом с отличием за картину «Пушкин в Михайловском». Творческий диапазон Непринцева широк. Он писал исторические картины и портреты, жанровые сцены и пейзажи, иллюстрировал книги, работал над станковой графикой (наиболее известна его серия офортов «Рассказы о ленинградцах», 1960—1967).
Но самое популярное произведение, которое стало как бы своеобразной визитной карточкой мастера в советской живописи, — картина «Отдых после боя», над которой он работал с 1949 по 1951 год (авторское повторение 1955 года хранится в ГТГ). Чем же привлекла эта картина не только массового зрителя, но и художественную критику первой половины 1950-х годов?
Конечно, не только тем, что она является оригинальным живописным аналогом известной поэмы А. Твардовского «Василий Теркин». Главное — в особенностях понимания войны, которое свойственно двум названным произведениям. И Твардовского и Непринцева интересовала прежде всего поэзия военных будней, что дало им возможность не стать просто бытописателями войны, а показать ее в человеческом аспекте, через рассказ о герое, олицетворящем лучшие качества русского человека, ставшего солдатом.
Безусловно, что Твардовский оказался первооткрывателем, но не менее очевиден и тот факт, что Непринцев, создавая свое полотно, опирался не столько на литературное произведение, сколько на определенную живописную традицию. Здесь имеется в виду магистральная для русского искусства XIX века линия развития сюжетной живописи, и в частности, произведения, картинное действие которых развивается как эмоциональная реакция конкретной группы людей на конкретное событие.
Выразителем обычно является один человек, чаще всего главный герой картины. Примером могут служить такие произведения, как «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» И. Е. Репина, «Боярыня Морозова» В. И. Сурикова, «Охотники на привале» В. Г. Перова и др. Важно отметить, что в названных картинах Репина и Сурикова элемент событийности, составляющий основной нерв жанровой живописи, «работает» в структуре исторического жанра, то есть на более масштабном уровне.
С другой стороны, усиление жанрового, бытового начала в историческом полотне, придает большую достоверность художественному образу, позволяет сократить временную дистанцию между ним и современным зрителем. «Отдых после боя» задумывался Непринцевым, конечно же, не как историческая картина. По словам самого художника — участника Великой Отечественной войны, это произведение родилось «из самой жизни, из всего пережитого, перечувствованного, наблюденного... за военные годы», «как дань фронтовой дружбе, как воспоминание о товарищах по оружию, как правдивый рассказ о советских людях, воевавших и победивших».
Не случайно Непринцев «рискнул включить в картину» свое изображение — облик хохочущего солдата, сидящего рядом с Василием Теркиным справа (от зрителя), наделен автопортретными чертами. Художник получал много писем от людей, «узнававших» себя и своих близких в героях картины. Последний факт социальной биографии его полотна хотелось бы подчеркнуть особо; ибо он свидетельствует о том, что художник сумел воплотить не только личные, конкретные переживания. Картина стала общепризнанным историческим произведением, запоминающимся живописным «документом» военных лет.
Большим достоинством полотна Непринцева и было как раз то, что он решил удачно найденный бытовой мотив в масштабах исторического жанра, что он сумел «развернуть» почти легендарный образ неунывающего, веселого и смекалистого солдата в целую галерею портретов представителей различных родов войск и национальностей. Работая над картиной, художник сознательно пошел на усложнение композиционной задачи; группа солдат, окружающих Теркина, первоначально состоявшая из двенадцати-тринадцати человек, выросла до двадцати пяти. Известно, что он «скрепя сердце убрал из левого угла картины фигуры раненого бойца и перевязывающую его медсестру, которые были в одном из первых эскизов картины: они нарушали композиционную собранность всей работы».
Важно отметить, что «утряска» композиционного строя произведения была неразрывно и органично связана с ее эмоциональной «композицией» Художник, следуя заветам реалистической живописи XIX века, стремился прежде всего организовать сюжет как хоровое действие, где психологический настрой одного человека (героя картины) передается целой группе людей.
Здесь мы видим богатую гамму эмоциональных реакций на увлекательный и не без озорства рассказ Василия Теркина: от сдержанной и недоверчивой улыбки до веселого и неудержимого хохота. Подобная оркестровка чувств дала Непринцеву возможность не только добиться единства эмоциональной атмосферы всего полотна, но и обогатить, усилить ее, придать ей историческую масштабность и значительность.
Поэтому-то прозаический мотив долгожданного перекура обрел черты сюжета всенародного отдыха после боя, а портреты непосредственных участников войны складываются в образ народа-победителя, образ героев не просто войны, а войны Отечественной.
В последнее время наряду с портретами современников и такими большими тематическими полотнами, как «Вот солдаты идут...» (1970), «Молодость мира» (1974), «Солидарность» (1975), художник написал много лирических пейзажей, запечатлел образы тех мест, которые он посетил во время своих поездок по Франции, Польше и Бельгии.


При цитировании гиперссылка обязательна.