Г. ЦИЛЛЕ (1858 — 1929)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Выдающийся немецкий рисовальщик XX века Генрих Цилле прославился своими полными горького юмора зарисовками из жизни беднейших слоев населения Берлина. Художнику были хорошо знакомы их беды и радости, их скудный быт и убогие развлечения — в сущности, он жил одной жизнью с ними.
Его часто можно было встретить с альбомом в руках и в глухих переулках, и в унылых городских дворах, и в маленьких кабачках, где за кружкой пива велись задушевные разговоры о простых и насущных вещах. Здесь он находил материал для своих рисунков, здесь слышал меткие словечки, которые затем использовал в подписях, — это был его мир, его среда, область, в которую не нашел доступа никакой другой художник.
Своеобразие рисунков Цилле заключается не только в их горьком юморе, этом «смехе сквозь слезы», но и в поразительном знании материала («Перед магазином игрушек», 1925). Вся жизнь Цилле была непрерывной борьбой за существование, борьбой с нищетой в прямом смысле этого слова.
До пятидесяти лет этот талантливый художник был вынужден исполнять техническую работу в разных типографских и графических заведениях, пока, наконец, его не уволили «по возрасту». Только после этого он получил возможность заниматься свободным художественным творчеством, вложив в него весь свой жизненный опыт, приобретенный годами лишений. Рисунки Цилле — это хроника жизни берлинского пролетариата, плотью от плоти которого был этот художник.
Цилле родился в рабочей семье. С детства ему пришлось испытать лишения: отец, слесарь по профессии, попал в тюрьму, и семью содержала мать на нищенский заработок от скудно оплачиваемой надомной работы. Четырнадцати лет молодой Цилле начинает самостоятельную жизнь; он становится учеником литографа и одновременно поступает в художественную школу к Хоземанну. После недолгого обучения начинается его многолетняя трудовая деятельность в качестве типографского рабочего, литографа на прикладные работы и т. д.
Цилле был тем, что называется сейчас квалифицированным рабочим — он хорошо знал технику цветной печати, цинкографию и другие фотомеханические техники. Около 1900 года Цилле, бывший в искусстве, в сущности, талантливым самоучкой, отважился послать некоторые свои зарисовки в газету. Их напечатали, и постепенно имя Цилле стало регулярно появляться на страницах периодических изданий.
Его рисунки особенно охотно брали юмористические журналы — «Люстиге Блеттер» и «Симплициссимус». Программа «Симплициссимуса», журнала оппозиционного, в какой-то мере политического, была особенно близка Цилле. «С горьким смехом вскрывать убожество, в которое опускается наше стареющее общество», — под этими словами он мог бы с полной ответственностью подписаться. Старый социалист (он примкнул к рабочему движению еще в 1875 году), Цилле всегда считал искусство орудием социальной борьбы. Расцвет творчества Цилле падает на годы после первой мировой войны. В это время в полную силу развернулся его талант рисовальщика, его общественный темперамент. Художник участвует в организации революционной «Красной группы» художников, сотрудничает в коммунистической печати, в Межрабпоме.
В 1924 году Цилле стал членом Прусской Академии искусств — его талант получил официальное признание. Но неофициальное признание пришло к нему гораздо раньше. «Папаша Цилле», как его ласково называли рабочие, был любимейшим художником простых людей Берлина.
Его популярность была очень велика и очень своеобразна — к нему относились с дружеской фамильярностью, считали «своим» сами герои его произведений. Однажды он изобразил себя в окружении толпы своих персонажей, заглядывающих к нему в альбом и наперебой дающих ему указания. Сценка явно типичная и взятая из жизни: мнением этих простосердечных людей художник дорожил больше всего.
В юморе Цилле парадоксальным образом сочетаются добродушие и жестокость. Его рисунки мягки, человечны; за внешней неотесанностью его персонажей угадывается здоровая и цельная душа. Но условия жизни этих людей настолько чудовищны, настолько выпадают из общепринятых человеческих норм и представлений, что этому просто нельзя поверить. А ведь люди-то живут, жизнь-то продолжается и в этих немыслимых условиях. И Цилле с огромной болью показывает, как искажается человеческая натура, как становится привычным и естественным то, что, казалось бы, нельзя вынести.
Простые люди, к которым было обращено искусство Цилле, сумели понять эту боль, оценить доброту художника, разделившего их судьбу. Цилле — истинно народный художник, вышедший из народа и признанный им.


При цитировании гиперссылка обязательна.