Е. С. КОЧАР (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


На привокзальной площади столицы Советской Армении — Еревана величественно возвышается конный памятник Давиду Сасунскому — легендарному герою тысячелетнего эпоса армянского народа. Давид, с мечом-молнией, полный мужества и решимости, мчится на коне против врага. Памятник из чеканной меди на скалообразном постаменте поражает своей мощью и стремительной динамикой.
Яркая декоративность пластических форм, богатый силуэт памятника способствуют экспрессивной выразительности этого подлинно монументального произведения.
Образ Давида Сасунского, воплотивший в себе представление о героизме армянского народа, его борьбе за свободу, счастье, созвучен нашему веку, он символизирует также предупреждение поджигателям захватнических войн.

Не вздумайте ходить войною на Сасун!
Но коль подымете вы вновь оружие против нас,
Коль нападете вновь на нас, то знайте:
В какой бы яме ни сидели вы, какими жерновами
Ни укрылись вы, —
По чести встретит вас Давид,
Вас Молния-меч сразит!

Перевод В. В. Державина

Памятник Давиду Сасунскому — выдающееся произведение не только советской армянской пластики, но и всего советского монументального искусства. Его автор — Кочар — давно зарекомендовал себя как мастер не только в области скульптуры, но и в живописи и графике. Творчество Кочара, насчитывающее шесть десятилетий, — сложное и значительное явление в современном искусстве. Это творчество новатора, полное поисков (порой очень противоречивых) и ярких находок.
Родился Ерванд Семенович Кочар в Тифлисе. Учился в Тифлисской школе живописи и скульптуры Кавказского Общества поощрения изящных искусств у известного армянского художника Е. М. Татевосяна. В 1919 году в Москве окончил Государственные свободные художественные мастерские, где учился живописи у П. П. Кончаловского. В 1922 году Кочар выехал за границу для изучения классического и современного мирового искусства и усовершенствования профессионального мастерства. Он был в Константинополе, Венеции, Риме, Флоренции. С 1923 года обосновался в Париже, где жил и работал до 1936 года. В Париже, не имея никаких средств к существованию, Кочар поступил рабочим на завод изделий прикладного искусства, а через несколько лет он уже выставлял свои произведения в лучших художественных салонах. Его произведения вошли в экспозиции музеев современного искусства Франции, США, Голландии. Глубокое, тщательное изучение классиков мирового искусства, особенно мастеров эпохи Возрождения, и одновременно увлечение современными течениями — кубизмом, сюрреализмом и т. д. — сформировали психологически сложное искусство Кочара.
В 1936 году художник возвратился в Советскую Армению. Его искусство наполнилось новыми живительными силами. Он принял участие в праздновании юбилея национального эпоса «Давид Сасунский» (1939). На тему эпоса он создал замечательные графические иллюстрации, а также конный памятник (который через 20 лет был переведен в металл и камень). За него Кочар был удостоен Государственной премии Армянской ССР.
К числу значительных монументально-декоративных скульптур Кочара принадлежит скульптурный рельеф «Орел Звартноца», увенчивающий стелу (арх. Р. Исраелян), указывающую путь к развалинам древнеармянского храма Звартноц. Образ мощного гордого орла на фоне горы Арарат воспринимается своеобразным символом сильного и свободного духа армянского народа.
В течение многих десятилетий мастер, обращаясь к станковой живописи (а также к театрально-декорационной живописи), графике и скульптуре, создал большое количество значительных произведений. Но среди них особенно выделяется большое полотно «Ужасы войны» (1962), в котором со всей страстностью борца за мир Кочар выступил против империалистических войн. В этом произведении изображены человеческие страдания, гибель людей, атомные облака смерти, которые напоминают нам о трагедии, пережитой человечеством в связи со второй мировой войной, и предостерегают от угроз новых войн. Основой содержания данного полотна, как и всего творчества мастера, являются активные философские размышления о времени, о современниках, о родном народе, его прошлом, настоящем и будущем. Кочар, говоря о. нашем великом времени, требует больших масштабов в искусстве: «Надо искать свою тему, пусть требующую много сил и труда, но свою. И найти ее нужно в самой жизни. Нам очень дорог интеллект художника, его философский взгляд на мир. И еще гражданственность творца. Гражданское начало расширяет душу художника и не дает измельчать таланту. Да, только художник-гражданин может создать произведение, достойное нашего героического времени!»
В 1976 году в Ереване состоялось открытие памятника национальному герою армянского народа, полководцу V века Вардану Мамиконяну. Автор этой монументальной скульптуры — Кочар. В том же году старейшему армянскому мастеру было присвоено высокое звание народного художника СССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.      Качественный трубогиб ручной на сайте wttrade.ru