И. С. ОСТРОУХОВ (1858 — 1929)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Деятельность Ильи Семеновича Остроухова — художника, коллекционера, знатока и собирателя древней иконописи — значительное явление русской культуры рубежа XIX—XX веков.
Он родился в Москве, в купеческой высококультурной семье. Однако коммерция не заинтересовала молодого Остроухова. Вполне в духе времени он увлекся естествознанием. Это увлечение имело неожиданные последствия: в результате знакомства с А. И. Мамонтовым (издателем, которому он принес очерки по орнитологии), братом известного мецената и знатока Саввы Ивановича Мамонтова, Остроухов стал вхож в мамонтовский художественный кружок, объединивший таких видных мастеров живописи, как Репин, Поленов, Левитан, Серов.
Под впечатлением картин В. Д. Поленова, увиденных на одной из передвижных выставок, Остроухов и сам решает взяться за кисть. Участник мамонтовского кружка пейзажист А. А. Киселев начинает обучать Остроухова прямо «пленэру», минуя академические штудии. Успехи молодого художника были столь значительны, что им заинтересовался Репин. По его настоянию Остроухов начал заниматься в частной мастерской П. П. Чистякова в Петербурге, а в летние месяцы стал работать с натуры в Подмосковье.
В его этюдах тонко передано ощущение жизни природы, они мягки и лиричны по настроению. В 1887 году на передвижной выставке экспонируется первое значительное полотно Остроухова «Золотая осень». Эта картина имела успех и была приобретена П. М. Третьяковым. В тот же период Остроухов написал полотно «Первая зелень», построенное на нежных зеленовато-лиловых полутонах, ставшее одной из вершин русской пленэрной живописи.
Весной 1887 года Остроухов с юным В. А. Серовым и младшими Мамонтовыми совершает традиционное для русского художника «паломничество» — в Италию. Там были им написаны несколько характерных этюдов (например, «Площадь св. Марка», ГТГ). Вершиной творчества мастера стало полотно «Сиверко», написанное им в 1891 году и экспонировавшееся на XIX выставке Товарищества передвижников, после чего оно было сразу приобретено Третьяковым.
Пасмурный день. Серая речная излучина, песок, колеблемая ветром береговая трава... Зрителю, избалованному импрессионистической палитрой, «Сиверко» может показаться блеклым и вялым по исполнению... Сила этого полотна в настроении, в удивительно переданной интимности восприятия пейзажа средней полосы России. «Сиверко» открывает новый путь пейзажной живописи.
После монументально-натуралистических пейзажей Шишкина русская пейзажная живопись разветвляется на два направления. Для одного характерно то интимное изображение природы, которое свойственно произведениям Поленова. Для другого — тип воздушного «большого» пейзажа, развитого в полотнах Куинджи. Не только Левитану, но и Остроухову в «Сиверко» удалось слить обе эти тенденции воедино. Позднее, в конце 1890—1910-х годов художник отказывается от создания крупных полотен в пользу небольших, мастерски выполненных этюдов, естественно, лишенных необходимой станковой картине синтетической полноты.
...Брак с Н. П. Боткиной принес Остроухову значительное состояние, позволившее ему всерьез заняться коллекционерством и собирательством (1889). В скором времени его художественное собрание становится одним из значительнейших в России: здесь работы старых мастеров и знаменитых современников и произведения декоративно-прикладного искусства — фарфор, эмаль, бронза и, наконец, древнерусская икона. Увлекшись иконописью в середине 1900-х годов, Остроухое отдал много сил ее собиранию, изучению, реставрации...
После смерти Третьякова (1898) Остроухов фактически возглавил переданную в дар Москве Третьяковскую галерею, значительно дополнив и расширив ее собрание. В 1918 году коллекция художника была национализирована. Остроухое становится хранителем открытого для широкой публики музея (он был впоследствии слит с Третьяковским собранием)...
Написанные (часто по старым этюдам) в эти годы картины «Слива в цвету» (1917), «Березы» (1921) и другие — дополняют его художественное наследие.


При цитировании гиперссылка обязательна.