Д. К. БИНГЕМ (1811 — 1879)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В середине XIX века в Соединенных Штатах Америки складывается национальная школа живописи. Художники открывают для себя красоту нетронутой, дикой природы, а также своеобразие американского быта. Развитие получает пейзажная и жанровая живопись.
Одним из ведущих художников США прошлого века был Дж. К. Бингем, в творчестве которого чрезвычайно характерно отразились эти моменты. Джордж Калеб Бингем родился в штате Виргиния, на берегу Атлантического океана. Когда ему было семь лет, семья переехала на Запад, в штат Миссури, только что захваченный у индейцев. В этом штате Бингем прожил большую часть жизни, и в историю американского искусства он вошел как «миссурийский художник».
В связи со смертью отца мальчику пришлось с двенадцати лет начать работать: сначала на ферме, потом подмастерьем у краснодеревщика. Как самоучка он начал заниматься живописью и писать портреты окружающих. В 1838 году, будучи уже отцом семейства, Бингем поехал в Филадельфию, где находилась старейшая в стране Пенсильванская Академия художеств, и посещал занятия в течение нескольких месяцев.
Он приобрел много гравюр, по которым учился рисунку и композиции. Тогда же художник впервые выставил в нью-йоркской галерее Аполло свою картину «Западные лодочники на берегу». Вернувшись в Миссури, Бингем продолжал писать портреты.
В 1840 году Бингем переехал в Вашингтон, где открыл портретную мастерскую. Еще будучи в Миссури, Бингем принимает участие в политической жизни штата во время президентской выборной кампании, продолжал он политическую деятельность и в столице,— в частности, расписывал знамена для национального Конвента партии вигов, а также писал портреты политических деятелей.
Активная политическая жизнь, особенно во время выборных кампаний, привлекала Бингема и как художника: ему нравилось подмечать проявление характеров, наблюдать толпы разных людей, лица ораторов — его блокноты пестрят подобными зарисовками, позже он посвятил этой теме ряд картин.
Вернувшись в 1844 году в Миссури, Бингем был избран через некоторое время в законодательный орган штата, был делегатом на национальных конвентах и три года был казначеем своего штата. Вся эта политическая деятельность отразилась и в его искусстве, он написал целую серию картин, посвященных различным выборам: «Выступление на митинге» (1847), «Местные политиканы» (1849), «Местные выборы» (1851), «Сбор голосов» (1851), «Вердикт народа» (ок. 1855) и т. п. Писал Бингем и исторические картины, такие, к примеру, как «Переход Вашингтона через Делавер» (1856), а во время Гражданской войны написал картину «Закон о войне, или Приказ № 11» (1869).
Во второй половине жизни Бингем редко покидал Миссури, лишь в 1856 году он уехал в Европу, где, пробыв два месяца в Париже, поселился в Германии, в Дюссельдорфе, и прожил там до 1859 года. В 1877 году Бингем стал профессором в созданной тогда же Художественной школе при Университете штата Миссури. Умер он в городе Канзас-Сити. Славу Бингему принесли картины на темы жизни Среднего Запада. Обращение к повседневному быту этого экзотического для того времени района страны было новостью для американского искусства. Первая из подобных картин была написана Бингемом в 1845 году, это — «Торговцы пушниной на Миссури», которую советские зрители видели на выставке «100 картин из музея Метрополитен» в 1975 году. Уже в этом произведении отразились характерные черты Бингема-живописца: тщательная отделанность деталей, уравновешенная композиция, интерес к передаче атмосферных и световых эффектов.
Однако подлинную национальную известность принесла Бингему следующая картина — «Веселый паромщик» (1846, впоследствии написано еще два варианта, один из них в 1857 году).
Выставлявшаяся в Американском художественном Союзе и сразу же приобретенная, она вскоре была издана в гравюре в нескольких тысячах экземпляров и сделала художника известным по всей стране. Это как бы иллюстрация к жизни на великих американских реках — Миссисипи и Миссури: паром, на котором отдыхают моряки, и танцующий в центре паромщик. Тонкие тональные градации, прозрачность воздуха замечательно передают характер пейзажа. Можно назвать еще много картин Бингема такого же рода: «Паромщики на Миссисипи, играющие в карты» (1851), «Лодочники на Миссури» (1846), «Лодочники на реке» (1854) и т. п. Все они построены по классическим композиционным правилам, очень гармоничны, их живописи свойственны детальная точность письма, материальность форм, отчетливость линий. По этим картинам можно знакомиться с жизнью Среднего Запада в середине прошлого века, как по документам, но при этом они проникнуты элегическим настроением, а свет и колорит вносят в них романтические ноты.
Судя по отдельным работам, таким, как «Буря» (1850) или «Переселение семьи Даниела Буна» (1851), Бингема несомненно интересовала и драматическая сторона жизни, но господствовавшие тогда условные образцы живописи были для него непререкаемым авторитетом: не случайно он был покорен дюссельдорфской школой с ее детализированностью, тщательностью и выписанностью.
Дж. К. Бингем был почти забыт к началу нынешнего века. Только в 1930-х годах, в поисках национальных традиций, американцы вновь вспомнили о нем: о Бингеме стали выходить монографии, прошел ряд больших выставок его произведений. Он признан сейчас крупнейшим художником западных штатов США XIX века.


При цитировании гиперссылка обязательна.