В. И. МУХИНА (1889 — 1953)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Главный пафос творчества Веры Игнатьевны Мухиной — мастера, ставшего одним из основоположников советской скульптуры, был обращен на создание величественных монументальных памятников. Именно на этом пути довелось пережить ей триумфальный успех: скульптурная группа «Рабочий и колхозница», созданная для Советского павильона на Всемирной выставке 1937 года в Париже, в перспективе истории оказалась лучшим, пожалуй, экспонатом самой выставки.
Это был непререкаемо убедительный художественный символ социалистической действительности, созданный со смелостью и мастерством. И все же, несмотря на безусловный триумф, Мухина в области монументальной пластики осталась автором единственного творения.
В дальнейшем все замыслы в этой области приносили ей одни лишь разочарования. Это и проект скульптурного оформления Москворецкого моста, пленяющий логичностью и красотой пластического решения (как, например, группа «Хлеб»), это и памятник Горькому для его родного города, и проект памятника защитникам Севастополя, и величественный по размаху замысел монумента водолазам-«эпроновцам» — «завоевателям стихий» в виде огромного маяка, и украшение городов прекрасными фонтанами, и многое другое.
Причины неудовлетворенности мастера своими замыслами и их почти полной нереализованности различны. Здесь и недостаток материальных средств, и не всегда благожелательное отношение к поискам скульптора, и, безусловно, сложности чисто творческого порядка.
Задача, поставленная Мухиной перед советской скульптурой и перед собственным творчеством, формулировалась как необходимость выразить «современную жизнь нашего народа со всеми ее великими страданиями и великими победами» и представлялась грандиозной по значению и чрезвычайно трудной для средств даже монументальной скульптуры. Вся сложность заключалась здесь в проблеме образного претворения исторически-конкретного, индивидуального, а следовательно, преходящего, в символически всеобщее, вечное.
«Не быт является основным фоном нашего мироощущения,— говорила Мухина,— а великое творческое движение нашей героической эпохи». Но как же, не прибегая к туманным аллегориям, стилизации, иллюстративности или нагромождению различных поясняющих атрибутов, художественно донести высокую идею общечеловеческого значения, сохранив при этом реалистическую достоверность образа? Как это ни парадоксально, но можно утверждать, что наибольших творческих достижений в решении указанной проблемы Мухина добилась в сфере камерного по формам, но значительного по идейному содержанию скульптурного портрета.
Рассмотрим в связи с этим портрет архитектора Замкова (1934). Здесь Мухина решительно отказывается от какого-либо интимного бытовизма, хотя она делала портрет близкого ей человека.
«Строитель» — так назвала Мухина свое произведение, в котором стремилась показать синтетический образ молодого строителя — «творца новой жизни». Этой цели подчинено все: материал — крупнозернистый уральский мрамор, мощная выразительность обобщенных масс, мужественная красота и спокойная сила самого Замкова.
«Лицо человека — лицо истории» — это утверждение с полным правом относится к таким шедеврам пластики Мухиной, как портреты полковников Б. А. Юсупова и И. Л. Хижняка, исполненные ею в годы Великой Отечественной войны. Облик Юсупова потрясает почти жестокой правдивостью переданных страшных отметин ранений на лице героя и светлым духовным величием.
В ином ключе трактован образ Хижняка. В чертах его лица как бы сконцентрированы железная воля, решительность и непреклонность бойца-командира. При всей точности передачи живых индивидуальностей, эти портреты стали олицетворением всех лучших качеств советского человека эпохи Великой Отечественной войны — героического патриотизма, мужества, воли к победе.
Сложнее по характеристике созданный Мухиной образ Главного хирурга Советской Армии Н. Н. Бурденко. Это портрет властного, сурового человека, видевшего бездну чужого горя, трагедий, смертей. Мухина создала в этой скульптуре рассказ не только о конкретном человеке, но и о самой эпохе. В лучших произведениях Мухиной история нашла свое зримое воплощение, и это главное качество ее творчества.


При цитировании гиперссылка обязательна.