С. Ф. ГАЛАКТИОНОВ (1779 - 1854)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Имя Степана Филипповича Галактионова чрезвычайно авторитетно для любителей русского графического искусства. Наряду с И. Ческим и Ф. Иорданом он может считаться одним из основоположников гравюры на металле. И прежде всего это был признанный мастер пейзажной гравюры.
Уже первый опыт его в этой области — репродуцирование работ Семена Щедрина, изображавших пригороды Петербурга (Петергоф, Гатчину, Павловск), принес Галактионову заслуженную славу и определил основные черты его стиля. Его гравюры — «Каменный остров» (1807), «Монплезир» (1805), «Храм Аполлона в Павловске» (1813) — поражают тончайшей проработкой световой гаммы, богатством оттенков и полутонов, точностью в передаче мельчайших деталей изображаемого пейзажа.
Мастерство и тонкое понимание художественных особенностей гравюры отличают собственные иллюстрации Галактионова к «Бахчисарайскому фонтану» А. С. Пушкина (1827), а также к «Кавказскому пленнику» и «Борису Годунову», награвированные по рисункам других художников.
Им присущи драматически напряженная тональная гамма, внимание к образным характеристикам героев, реалистическая верность пейзажного фона и предметной обстановки. В сотворчестве с лучшими русскими графиками того времени — И. Ивановым, А. Сапожниковым, К. Зеленцовым Галактионов иллюстрирует произведения И. Крылова, Н. Гнедича, И. Хемницера и других. Особенно больших успехов достиг мастер в оформлении титульных листов и в виньеточном искусстве.
Широкую известность приобрели созданные им гравюры для двух частей сборника «Новоселье» (1833 и 1834). Они были изданы по случаю переезда библиотеки известного книгопродавца А. Смирдина в новое помещение. На торжественном обеде, устроенном им, присутствовали ведущие литераторы того времени. Так, на листе Галактионова, созданном по рисунку А. Брюллова, мы видим А. Пушкина, И. Крылова, Н. Греча, А. Шаховского и других. На другой гравюре (по рисунку А. Сапожникова) изображена сама библиотека. Портретные характеристики персонажей менее определенны, однако можно узнать беседующих Пушкина и Вяземского на переднем плане, а в глубине — самого Смирдина и Сенковского.
Эти работы Галактионова имеют как художественный, так и историко-документальный интерес. Многочисленные виньетки для различных сборников и альманахов под резцом Галактионова превращались в небольшие, но вполне законченные и представляющие самостоятельный интерес изображения. Таковы его гравюры к «Достопримечательностям Санкт-Петербурга» П. Свиньина или виды Москвы, Киева, Нижнего Новгорода для журнала «Отечественные записки», а также пейзажные миниатюры.
Гравюру на меди, в которой художник достиг предельного совершенства, в 20-х годах все определеннее стала вытеснять литография. Ее простая технология, огромные тиражные возможности способствовали массовой популярности произведений, исполненных в этой технике. Большое значение здесь имело и то, что реалистическое искусство становилось главным стилистическим направлением в русской художественной культуре. Все большее внимание в литературе и искусстве стали уделять окружающей жизни — это видно и в произведениях художников школы Венецианова, и в «Петербургских повестях» Гоголя, и в альманахах И. Щедровского. В литографиях Галактионова пейзажные мотивы также уступают место жанровым сценам из жизни средних чиновников, городских обывателей.
В своих литографиях он не изменяет развитой им манере гравирования с ее безукоризненной точностью предметного антуража, мягкостью и светоносностью. Несмотря на постоянную занятость гравированием с картин и иллюстрированием сборников и альманахов, Галактионов занимался еще пейзажной живописью (он обучался ей у известного пейзажиста Михаила Иванова, а затем в ландшафтно-гравюрном классе Академии художеств у Семена Щедрина).
Но в этой области творчество мастера не получило достаточного развития, хотя он был автором серьезных живописных работ. За картину «Вид гранильной фабрики в Петергофе» (1808) Галактионов получил звание академика. Другая известная живописная работа мастера — картина «Вид усадьбы» (1823).
Преподавательская деятельность Галактионова, которую он вел в Академии художеств с 1817 года, не оставила заметных следов в большей степени из-за невнимания к гравировальному искусству со стороны официальных академических кругов.
Искусство Галактионова при жизни получило высокую оценку современников и почиталось образцом граверного мастерства.


При цитировании гиперссылка обязательна.