Г. МУККИ (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Творческий путь Габриэле Мукки, как и многих других прогрессивных итальянских художников, сформировался в годы второй мировой войны под влиянием антифашистского движения Сопротивления.
До 1943 года Мукки был художником лирического склада, он писал натюрморты, пейзажи, обнаженную натуру. Связь с участниками партизанской борьбы, сопереживание жертвам фашизма и близость к жизни народа открыли перед Мукки новые темы в искусстве.
Он пишет картины и делает рисунки, в которых показывает сцены расстрела, бомбежки. Новые сюжеты изменяют и живописную манеру художника: вместо прежнего мягкого тонального колорита, круглящихся линий в его произведениях появляются резкие контрасты напряженных цветов, жесткие, угловатые контуры.
В картинах серии «Война», написанных в конце 1940-х годов, центральным образом является изображение матери с ребенком. «Война» 1948 года — произведение, простое по композиции, но запоминающееся с первого взгляда: на фоне алых отблесков пожара, фигура матери, прижимающей к себе младенца. Это как бы новое воплощение традиционного в итальянском искусстве образа мадонны. Но теперь ужасы войны исказили этот образ. Наполненные горечью и страданием глаза матери, испуганный взгляд ребенка, пытающегося спрятать голову на ее груди — прежде всего поражают в картине. Предельно обобщенный силуэт женщины, написанные укрупненно руки, черты лица придают фигурам пластическую весомость.
Конец 1940-х — начало 1950-х годов в итальянской живописи — это время подъема правдивого, обращенного к современной социальной проблематике искусства неореализма. Это время, когда создавали свои лучшие работы Ренато Гуттузо, Ренцо Веспиньяни и другие художники, многие из которых были тесно связаны с итальянской Коммунистической партией. В этот период Мукки работает методом, близким к неореализму. Он создает серию картин и рисунков из жизни рыбаков: показывает их в море борющимися с волнами и ветром, изображает их жен и детей, с тревогой ожидающих на берегу («Жены рыбаков»). Персонажи картин художника обладают подлинно народным характером, он рассматривает их как представителей определенного класса — социально-типологически.
Правдивость и яркость этих образов усиливается благодаря тому, что художник выбирает наиболее драматические моменты в жизни этих людей: подчеркивает высшее напряжение их сил в борьбе со стихией или глубокое волнение тех, кто в непогоду ждет возвращения своих близких. В этих картинах непременным аккомпанементом к человеческим фигурам становится пейзаж, в котором воплощаются мощные и грозные силы природы.
Большое значение в творчестве Мукки имеют те произведения, в которых он раскрывает образы людей в связи с социальной жизнью. Самым известным из них является большая картина «Атомная бомба» (1962—1963). Здесь как бы сливаются образы его военных картин, показывающих страдания матерей, и представление о страхе перед стихией, выраженное в серии, посвященной рыбакам. В экспрессивной, островыразительной форме художник передает идею страха людей перед «атомной опасностью», и в то же время картина воспринимается как гневный протест против тех, кто пытается развязать войну.
Творчество Мукки пронизано мыслью о социальной ответственности художника перед обществом, своими картинами он стремится участвовать в общественной борьбе.