И. Б. ШТРАУБ (1704 — 1784)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Иоганн Баптист Штрауб родился в семье скульптора, который передал свое ремесло трем сыновьям. Наиболее известным из них сделался Иоганн Баптист.
Он работал в русле той художественной традиции, которая существовала в немецкой скульптуре начиная с позднего средневековья вплоть до конца XVIII века, и создавал деревянные, покрытые стуком (смесью гипса, мела и песка) и раскрашенные фигуры святых, а также резные алтари, обильно украшенные позолотой (табернакль из церкви в Диссенам-Аммерзее).
Штрауб в основном резчик по дереву. Его произведения украшают многие церкви и монастыри южной Германии. Часто Штрауб работал вместе с учениками, поэтому его произведения не всегда обладают одинаково высоким качеством (в старости он даже поручал ученикам целиком выполнять заказы, которые к нему поступали).
Штрауб обучался не только у собственного отца, он учился в Вене, затем в Мюнхене, где на него оказал большое влияние его учитель, Андреас Файстенбергер.
Первое известное и датированное произведение Штрауба — статуя св. Непомука (Визенштейг) 1739 года. Ранние произведения скульптора отличаются барочной пышностью, обилием драпировок, экзальтированностью движения. Самая крупная его работа этих лет создана для монастыря Фюрстенцель, где находится алтарь и табернакль (то есть декоративное обрамление алтаря).
Алтарь с витыми тяжеловесными колоннами, пышными капителями и обилием декоративных элементов типичен для стиля Штрауба начала 40-х годов. Фигуры ангелов с изящно склоненными головами напоминают о традициях маньеризма в немецком искусстве.
В церкви св. Михаила монастыря Берг-ам-Лайм находились семь алтарей, созданных Штраубом и учениками, из которых до наших дней дошло четыре. В исполнении этих алтарей в полной мере проявился талант Штрауба-декоратора.
Гирлянды роз, облака, путти, пышные драпировки и звезды — вот арсенал декоративных элементов, которыми пользуется Штрауб для достижения большей выразительности образов.
К середине 50-х годов меняется стиль скульптора. Его работы этого времени более спокойны, на место барочной тяжеловесности приходят изящество рококо и кокетливая легкость. Изображения женщин полны изящества, изысканно-манерны (фигура святой Агаты в Тегернзее); табернакль, на котором покоится фигура св. Агаты, украшен легким орнаментом с позолотой по белому стуку.
То же изящество есть и в статуях св. Роха и св. Себастьяна из Тегернзее и особенно рыцаря Флориана. В своеобразной «мягкой» манере выполнен алтарь монастыря в Эттале, где декоративные элементы орнаментом покрывают всю стену, а фигуры святых полностью включены в общую композицию в соответствии с ритмом орнаментальных частей.
Рельефы табернакля церкви в Поллинге, напротив, отличаются простотой композиции и наивностью в обращении с перспективой, что характерно для многих произведений Штрауба поздних лет.
В 70-е годы классицистический холодок проникает в искусство скульптора (статуи св. Андрея и Фомы в Альтомюнстере). В поздние годы, следуя моде, Штрауб создает скульптуры античных богов для дворца Торрингшер и садовые статуи для Нимфенбурга, изобра жающие Марса, Венеру, Нептуна, Минерву. В них есть тяжеловатая, наивная пышность барокко, далекая от классицистических идеалов времени.
Иоганн Баптист Штрауб не сыграл решающей роли в развитии немецкого искусства. Но творчество его представляет для нас большой интерес именно тем, что оно в высшей степени характерно для общей художественной атмосферы эпохи.


При цитировании гиперссылка обязательна.