А. А. ДЕЙНЕКА (1899 — 1969)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В 1928 году на выставке, посвященной 10-летию Рабоче-Крестьянской Красной Армии, Александр Александрович Дейнека показал свою новую картину «Оборона Петрограда».
В том же году эта картина произвела подлинную сенсацию на Венецианской Биеннале. Но если иные сенсации вскоре забывают как яркое и характерное проявление быстротекущей моды, то картине Дейнеки была суждена счастливая и долгая жизнь. В своем произведении молодой художник выразил очень важные чувства революционной эпохи темпераментно, сильно и индивидуально.
У Дейнеки уже была в эти годы вполне солидная художественная репутация. Его рисунки постоянно печатались в популярных журналах «Безбожник» и «У станка». Но главное — он был одним из лидеров Общества станковистов (ОСТ) и привлек всеобщее внимание своим стремлением создать новый тип современной советской картины.
«Перед спуском в шахту» (1925), «На стройке новых цехов» (1926), «Текстильщицы» (1927) — все эти ранние вещи Дейнеки теперь классика советской живописи. В них художник прямо и непосредственно воплощал.идеалы новой эпохи, новое представление о человеке труда в монументальной форме картины-панно. «Оборона Петрограда», развивающая пластические принципы этих картин, в смысловом отношении стала как бы началом всего цикла картин о новом времени и новом человеке, над которым, по сути, Дейнека не прекращал трудиться всю свою творческую жизнь. «Оборона Петрограда» — это своего рода пролог. Идея сопоставления двух разнонаправленных движений — мощного, энергичного шага красногвардейцев, идущих в бой, и возвращения с фронта раненых — возникла уже на первых стадиях работы. Она «прочитывается» в эскизе картины. Но эскиз еще лишен той прекрасной ясности, которая определяет художественный строй полотна: Дейнека пытался для себя представить как можно точнее, «как все могло быть», не избегая бытовой конкретизации деталей и персонажей.
Несколько портретов участников реальных событий в Петрограде в 1919 году, когда полки Юденича уже обстреливали предместья революционного города, художник «вписал» в картину. Но вписал, а не списал, это не психологические зарисовки, а необходимые, характерные типажи эпохи. В процессе написания картины мастер все более уходил от момента исторического рассказа и ставил перед собой задачу создать поэтическое, обобщенное произведение об эпохе революции в целом. Он «слушал» революцию всем сердцем и хотел передать дух революционного времени, его высокий человеческий пафос.
Картина написана обобщенно, что называется, на едином дыхании. Она ярко романтична и правдива в своей суровой красоте. Бодрость, сила, уверенность красногвардейцев определяют характер трактовки темы. Плоскость полотна превращается в своего рода экран, на котором мы видим развитие событий. Сюжетные моменты входят в общую идейную канву картины, а не существуют сами по себе.
Решение плоскости, ритмическое построение, цвет, линия — здесь все безусловно «работает» на образ картины.
Стройность и четкость ритма, фигуры, словно отлитые из металла, сама конструкция моста через железнодорожные пути, скупость цвета, весь сознательный «аскетизм» формы — вехи на пути эмоционального восприятия картины. Сам Дейнека вспоминал: «Ничем посторонним не хотелось разбивать ритма, которого я добился, и впечатления воли и тяжелых страданий, поэтому я отказался от всякой лишней бытовщины, которой много в эскизе картины».
Полотно воспринимается сразу как цельная монолитная форма, зритель не замечает пересечения множества формальных проблем и виртуозного использования многих приемов, потому что и для самого Дейнеки они были в первую очередь языком чувств. В трактовке формы картины Дейнека смело соединил лаконичность плаката с уроками школы В. Фаворского, иконность — с одновременным показом разных событий, типичным для пространства кинематографа, открывая новые пути в искусстве. По силе поэтического воздействия «Оборону Петрограда» можно сравнить, скажем, с «Левым маршем» Владимира Маяковского, но при точности сравнения надо отметить и различия. «Левый марш» — произведение агитационного искусства, «Оборона Петрограда» — берет агитационность лишь как одно из слагаемых образа. Картина Дейнеки — это прежде всего исторический эпос, романтический и суровый.
Еще в самом начале своей жизни в искусстве, за десять лет до «Обороны Петрограда», художник писал: «Кого не захватят наши дни? Кто останется к ним равнодушным? Наши мысли должны быть чисты, чисты и красивы. Ярки и радостны они должны быть, как свобода. И пусть в них не найдут мещанства с его фотографией жизни серой и противной, как вековечная жвачка».
И до и после «Обороны Петрограда» мастер стремился оставаться верным этой своей юношеской программе-клятве. Он писал энергично, с радостью. В поэзии его картин высказывалась романтика и пафос самой жизни. Он писал спорт, силу, здоровье, счастье, то ощущение внутренней свободы, которое зародилось в его поколении в суровые годы революции. Про персонажей картин Дейнеки действительно будет очень уместным сказать, что он писал героев — героев своего поколения, страны, эпохи. Художник был энтузиастом своего времени и человеком, верившим в завтра. Это соединение влюбленности в сегодня с мечтой о будущем и составляет остов искусства Дейнеки — недаром ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда.


При цитировании гиперссылка обязательна.