Ф. ФОН ЛЕНБАХ (1836 — 1904)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В 80-е и 90-е годы прошлого века центром художественной жизни Германии был Мюнхен, а наиболее влиятельными живописцами считались А. Беклин, автор знаменитой картины «Остров мертвых», Ф. Штук и Ф. Ленбах. Особенно большой популярностью пользовался в то время Франц Ленбах, которого немецкая критика причисляла к первым портретистам Германии и всей Европы.
Ленбах родился в Верхней Баварии, в семье архитектора. В 1857 году он поступил в Мюнхенскую Академию живописи, в класс к известному историческому живописцу К. Пилоти, а через год уехал вместе со своим учителем в Рим.
На протяжении 60-х и 70-х годов он путешествует по Италии и Германии, посещает Париж, Мадрид, Египет и Марокко, изучает старых мастеров и копирует их произведения. В 70-х годах Ленбах, обосновавшись в Мюнхене, целиком посвящает свое творчество портретному жанру.
Вскоре он становится любимым портретистом немецкого и европейского высшего общества. Главным его заказчиком был знаменитый Бисмарк; художник выполнил около восьмидесяти его изображений и вошел в историю во многом именно как портретист «железного канцлера».
Среди прочих его моделей — другой вершитель судеб Германии — Д. Мольтке, император Вильгельм I, римский папа Лев XIII, английский премьер-министр Гладстон, представители родовой аристократии, знаменитые писатели, музыканты, художники и артисты (Т. Моммзен. Ф. Лист, Р. Вагнер, М. Швинд, В. Буш, Э. Дузе и др.).
В этот период Ленбах живет в богатой вилле, увешанной картинами старых мастеров; Мюнхенская и Венская Академии удостаивают его золотыми медалями, а Берлинская и Антверпенская делают своим почетным членом. Картины художника приобретают многие крупные музеи мира (несколько из них находятся в собрании Государственного Эрмитажа), а в Мюнхене открывается даже особая Галерея Ленбаха.
Причины успеха Ленбаха лежали во внешнем подобии его работ произведениям прославленных живописцев прошлого, в его безусловном живописном мастерстве, в умении передать портретное сходство и создать образ, отвечающий вкусам заказчиков. Творчество немецкого мастера для нас сейчас — документ, свидетельствующий и об облике исторических персонажей, и о господствовавших в буржуазном обществе конца прошлого века эстетических идеалах. В своих мужских портретах Ленбах воспевал по большей части сильную личность, соответствующую философии эпохи и всему духу бисмарковской Германии. В женских и детских — грацию, красоту и модную в конце столетия романтическую загадочность.
Художник создал галерею «строгих» мужских портретов и увековечил множество светских дам — изображенных в фас, профиль или вполоборота, в рост или погрудно, но с одинаковым оттенком салонной красивости.
Легкость кисти не спасала Ленбаха от банальности образов, а буквальное повторение в некоторых работах композиций Тициана и Рафаэля или живописных приемов Рубенса, Рембрандта или Веласкеса — только оттеняло его легковесность. При этом если для ранних произведений художника была характерна живопись «а ла прима», то его зрелые работы отличали многослойность письма в духе старых мастеров и сочетание широкой живописной манеры с жестким рисунком и мелочным документализмом.
Наименее ощутима эта жесткость в небольших и интимных по своему характеру картинах Ленбаха, примером которых могут служить эрмитажные портреты дочерей художника и живописца Вильгельма Буша. В облике дочери Марион Ленбах, юной красавицы, есть нечто от популярного в то время образа сильфиды. Ее золотистые волосы и красное платье написаны просвечивающими и струящимися мазками и гармонично сочетаются с темно-оливковым фоном.
Портрет В. Буша, как и большинство остальных мужских портретов Ленбаха, менее декоративен. Он написан широкой кистью, в строгой коричнево-золотистой гамме, «в манере Рубенса». Художник изображен с бородкой и подкрученными усами, с прищуренным взглядом и несколько неопределенной улыбкой; широкий берет подчеркивает его артистизм и принадлежность к богеме.
Обе картины обладают бесспорными живописными достоинствами, хотя в них и нет той глубины, серьезности и художественной правды, которые отличали произведения подлинно выдающихся современников Ленбаха — таких, как Ганс фон Маре, В. Лейбль или М. Либерман. Именно поэтому слава художника оказалась недолговечной.


При цитировании гиперссылка обязательна.