ДЖАМБОЛОНЬЯ (1529 — 1608)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В самом центре Болоньи, на одной из главных площадей города, возвышается «Фонтан Нептуна», название которому дала бронзовая статуя грозного морского божества, держащего в руке трезубец. Его фигура, отлитая из бронзы, вознесена на высоком постаменте с изображением игривых путти и морских божеств. Она господствует в окружающем пространстве, и ее гибкий силуэт эффектно вырисовывается на фоне суровых стен средневековых зданий и неба, раскинувшегося голубым шатром над Болоньей.
Теперь трудно представить себе облик города без этого своеобразного памятника, органически вписавшегося в его архитектурный ансамбль. Авторами проекта фонтана были приезжие мастера. Их было двое — Томмазо Лаурети, сицилианец из Палермо, и фламандский скульптор Джамболонья, который и был автором главной фигуры фонтана — статуи Нептуна.
Работа велась в течение трех лет, с 1563 по 1566 год, и от ее результатов во многом зависело, как сложится судьба Джамболонья, тогда еще только начинавшего скульптора. И это произведение принесло ему заслуженное признание современников и потомков. Пластические искусства достигли в Италии в эпоху Возрождения невиданного расцвета.
Скульпторы XV века — Донателло и Верроккьо, Якопо делла Кверча и Гиберти — сумели органично соединить в своих творениях высочайшее профессиональное мастерство с глубиной выражения гуманистических идеалов эпохи и тем самым утвердили самостоятельность скульптуры в ряду изобразительных искусств. Но высшей точки своего расцвета скульптура достигла в гениальных творениях Микеланджело, в руках которого камень впервые стал полностью подвластен художнику, вдохнувшему в холодный материал страстность человеческой души. Эти великие достижения привлекали в Италию многочисленных художников из разных стран Европы. Некоторые из них оставались здесь навсегда.
Среди них был и Жан де Булонь, известный в Италии под именем Джамболонья, или Джованни да Болонья. Он родился в городе Дуэ во Фландрии, где получил и первоначальное художественное образование. Но уже в возрасте 26 лет он покидает родные края и отправляется в Италию, где ему было суждено найти вторую родину. Примерно около двух лет он проводит в Риме, возможно, учась у Микеланджело, а в 1557 году скульптор перебирается во Флоренцию. Там он вплотную соприкоснулся с художественными принципами флорентийской маньеристической скульптуры середины XVI века, в частности, с произведениями Бенвенуто Челлини. Но будучи мастером ищущим и от природы глубоко одаренным, Джамболонья сумел в пределах этого направления создать новые жанры скульптуры, обогатить традиционные образы неожиданными пластическими решениями.
Работая во Флоренции, он находился фактически на положении придворного скульптора герцога Франческо Медичи и большинство своих произведений исполнял по его заказу. Джамболонья обнаружил себя весьма разносторонним мастером, создавая интересные по мысли произведения в самых различных жанрах скульптуры, от богато декорированных фонтанов до конных монументов флорентийских правителей. Ему принадлежит множество статуй и скульптурных групп, выполненных как в мраморе, так и в бронзе, и среди них упоминаемая Джордже Вазари «Победа», предназначавшаяся для Большого зала в Палаццо Веккьо, для которого ранее изваял статую великий Микеланджело.
Творчески развивая пластические идеи Высокого Ренессанса, Джамболонья увлеченно работал над созданием скульптуры, пространственно организованной и рассчитанной на всесторонний обзор. Это не было лишь формальной задачей, но диктовалось новыми потребностями времени, стремлением раскрыть образ не в идеальной гармонической завершенности, а в динамике его жизни во времени и пространстве.
Прекрасным произведением такого рода является бронзовая статуя Меркурия, исполненная Джамболонья. Быстрый «вестник богов» изображен словно парящим в воздухе, а поза его устремленной вперед фигуры отличается большим изяществом.
В жизнеописании скульптора Джорджо Вазари по достоинству оценил эту работу, охарактеризовав ее следующим образом: «...сделал Меркурия в полете, весьма хитроумно задуманного, поскольку он целиком опирается на кончики пальцев одной ноги, посланного императору Максимилиану, как вещь бесспорно редкостнейшую». Оригинал этой скульптуры находится в настоящее время в Национальном музее во Флоренции, а реплика, о которой писал Вазари, — в Музее истории искусств в Вене.
Широкую известность Джамболонья завоевал своей садово-парковой скульптурой, которую он выполнял для загородных вилл Медичи В Пратолино, Кастелло и Петрайя и для садов Боболи во Флоренции. Прекрасно осознавая задачу создания целостного декоративного ансамбля, он стремился к достижению органического слияния пластических форм с окружающей их природной средой.
Творческое и во многом новаторское отношение скульптора к своим задачам и высокопрофессиональное чувство формы создали искусству мастера громкую славу не только в Италии, но и за ее пределами, поставив его в ряд наиболее выдающихся художников своего времени.


При цитировании гиперссылка обязательна.