И. ДОРФМЕЙСТЕР (1729 - 1810)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


К последней трети XVIII века в искусстве Венгрии снижается значение иноземных мастеров. Среди венгерских художников выделяется Иштван Дорфмейстер — один из наиболее талантливых живописцев этого времени.
Дорфмейстер украшал церкви и выполнял светские заказы, им создано огромное количество религиозных и исторических композиций, например, «Проповедь св. Петра», аллегорических росписей и портретов. Без преувеличения можно сказать, что все церковные здания Южной Венгрии, замки и общественные сооружения украшены кистью И. Дорфмейстера.
Иштван происходил из семьи ремесленника, отец был литейщиком и золотых дел мастером. Дьердь, брат Иштвана, стал скульптором, окончив Венскую Академию. Иштван в 1751 году тоже поступил в Академию на секцию живописи.
С 1760 года Дорфмейстер работал в Венгрии безвыездно. Он поселился в городе Шопрон — крупном торговом центре, где в это время строилось много католических церквей, и получил заказы на украшение и роспись. В 1769 году художник создал большую плафонную композицию для Шопронского театра («Торжество Аполлона»), а в 1782 году — роспись Зала совещаний шопронской городской управы.
Развернутая многофигурная композиция посвящена разрешению конфликта между правителями Шопрона и населением, который длился десятки лет. Изображение заполнило весь зеркальный свод зала, где чисто живописными средствами художник создал впечатление дополнительного пространства, изобразил лестницу и балюстраду. На самом верху лестницы выделена фигура королевского уполномоченного, который призван разрешить конфликт, с пальмовой ветвью и грамотой в руках.
Над его головой склоняется аллегорическая фигура Правосудия с весами и мечом. Время — крылатый старец — низвергает в бездну злых демонов раздора, добрый гений Весть — торжественно подымается ввысь. Внизу, за рисованным барьером горожане со знаменем Шопрона приветствуют наступление мира. В этой наивной аллегорической композиции художник стремился передать важное событие в жизни родного города. Вместе с тем мастерство композиционного построения и живописное совершенство росписи, замечательные групповые портреты шопронцев и пронизывающий всю роспись дух праздничной торжественности покорили зрителей и вызвали восторженные отзывы.
В последующие годы, выполняя попеременно церковные и светские заказы, художник все чаще обращается к сюжетам отечественной истории (крупнейшие из них — «Освобождение Сигетвара», 1788, посвященное освобождению города от турок в 1689 году, и «Сентготтхарская битва», состоявшаяся в 1664 году и положившая начало венгерскому освободительному движению).
Будучи перегружен заказами, художник писал портреты лишь во время, свободное от больших росписей. Однако именно в портрете мастерство Дорфмейстера, его отход от пышных барочных норм венской школы сказались особенно ясно. Здесь художник смог правдиво и искренне передать облик тех людей, которые его окружали.


При цитировании гиперссылка обязательна.