Б. ВОТЬЕ (1829 — 1898)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


На мюнхенской выставке 1858 года большой успех имела картина Вотье «В церкви», изображающая крестьян во время богослужения. С этого времени Вотье приобретает известность.
Вотье — один из крупнейших немецких художников-жанристов XIX века. Это мастер одной темы, в течение всей своей жизни с удивительным постоянством и терпением он изображал крестьян — в церкви, на вечеринке, на свадьбе, похоронах, в радости и в горе.
Беньямин Вотье родился в Морже, на берегу Женевского озера, в семье пастора. Отказавшись от духовной карьеры, к которой готовил его отец, Вотье решил стать художником. В Женеве он обучался ремеслу художника-эмальера, расписывая крышки часов и шкатулки пасторальными сценами в сентиментальном духе. В 1850 году Вотье отправился в Дюссельдорф, в знаменитую Академию художеств.
Большое влияние на искусство Вотье оказали художники так называемой дюссельдорфской школы — К. Зон, И. Б. Ширмер, И. П. Хазанклевер, для которых был характерен интерес к реалистическому пейзажу, обыденному жанру, интимной и камерной трактовке портрета. Вотье также внимательно прислушивался к советам пейзажиста Карла Жирарде, с которым он познакомился во время одной из поездок на родину. Жирарде призывал его обратиться к жанру из народной жизни.
Кратковременное пребывание в Париже — центре художественной жизни того времени — никак не повлияло на мировоззрение и творчество художника. Вотье много путешествовал по окрестностям Женевского озера, делал зарисовки сцен крестьянского быта в характерной для него суховатой манере, отточенным штрихом, собирая материал для будущих картин. В творчестве Вотье незаметна какая-либо эволюция, как художник он сложился раз и навсегда и всю жизнь оставался верным своим художественным принципам.
В основе его произведений всегда лежит занимательный сюжет, часто обозначенный уже в самом названии картин: «Аукцион в старом замке», «На пароходе по Женевскому озеру», «Крестьяне перед судом», «Коварство» и т. д. Большим успехом у широкой публики пользовалось его полотно «Крестьяне в церкви, захваченные врасплох во время карточной игры».
Литературность, назидательность, внимательное бытописательство всегда присутствуют в произведениях Вотье. Крестьяне — герои его картин — всегда аккуратно одеты, причесаны, веселы и нарядны. Царит дух благопристойности и довольства («Тост за невесту», «Первый урок танцев»). Каждый жест, детали одежды, выражение лиц персонажей десятки раз выверены в подготовительных рисунках; колорит картин темен и сух. В обращении с материалом, в пасторальном духе картин чувствуется тщательная выучка художника-эмальера.
Большой материал для художника дала поездка в Шварцвальд в середине 60-х годов совместно с художником-жанристом Людвигом Клаусом, откуда Вотье привез большое количество зарисовок с натуры, точно передающих характерные черты внешности и национальных костюмов шварцвальдских крестьян.
Картина «Субботний вечер в Швабии» — одно из произведений, созданных им в результате поездки. Излишняя сентиментальность присутствует в таких картинах художника, как «Похороны в деревне», «У постели больной», где изображен мужчина с ребенком у постели умирающей жены. Напротив, в картине «Крестьяне перед судом» и «Арест» начинают звучать социальные ноты.
С удивительной точностью изображены на картинах характерные социальные типы того времени: толстый булочник, адвокат, подмастерье, судья.
В 60-е годы Вотье обращается к книжной иллюстрации. Он помещает свои рисунки в народном календаре, иллюстрирует «Босоножку» Ауэрбаха. Большой успех принесли ему иллюстрации к поэме Гете «Герман и Доротея».
Беньямин Вотье является продолжателем традиции стиля бидермайер, получившего развитие в Германии в 20 — 40-е годы XIX века. Для этого направления характерны отказ от возвышенной манеры «большого стиля» и обращение к обыденной жизни — реалистическому пейзажу, мещанскому уютному быту, занимательному жанру.
При жизни искусство Вотье пользовалось большим успехом. Ныне же слава его померкла. Но как художник-жанрист, относящийся к реалистическому направлению в искусстве XIX века, он по праву занимает значительное место в истории искусства Германии этого времени.


При цитировании гиперссылка обязательна.