Ф. ЛИППИ (Ок. 1457 — 1504)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Знаток итальянского искусства Бернард Бернсон писал, что искусство Флоренции XV столетия необходимо изучать в тесной связи с философией, естественными науками, археологией и историей. В самом деле, если венецианцы в самой живописи выразили все свое существо, то флорентийцы были одновременно и живописцами, и скульпторами, и архитекторами, и поэтами, и учеными. Они были гуманистами в подлинно историческом смысле этого слова, так как создали великолепное искусство, основанное на практическом опыте, и науку, познавшую творческое вдохновение. Интеллект и обилие знаний, вложенных в произведения искусства, делали их трудными для понимания, придавали им замысловатый подтекст. Искусство часто прибегало к языку аллегорий и символов.
Творцами искусства подобного рода были такие художники, как Боттичелли, Филиппино Липпи и Пьеро ди Козимо. Отцом Филиппино Липпи был известный живописец Филиппо Липпи. Рождению ребенка предшествовала романтическая история: монах Филиппо Липпи похитил монахиню Лукрецию Бути. Это было в 1456 году, но только в 1461 году папа Пий II разрешил вступить им в законный брак.
Их сыну Филиппино Липпи было в то время уже пять лет. До двенадцати лет Филиппино учился живописи у своего отца, а потом поступил в мастерскую Сандро Боттичелли, что подтверждают документы 1472 года. Утонченный лиризм, свободное истолкование аллегории, использованной в сюжете, изящный рисунок и великолепный колорит — все эти черты, свойственные произведениям Боттичелли, характерны и для ранних работ Липпи.
Образы, созданные молодым художником, проникнуты живым ощущением свежести, искренности. Его произведения исполнены светлыми радостными красками, разнообразны по сюжетам. Орнаментика, которая будет столь развита в его зрелом творчестве, достаточно богата, но еще не отвлекает зрителя от сюжета.
К раннему творчеству Липпи относятся фрески в капелле Бран-каччи, которые он закончил после Мазолино и Мазаччо. В сцене, где святые Петр и Павел воскрешают сына императора, молодой художник написал много портретов своих современников, среди которых были совсем еще юный тогда живописец Франческо Граначчи, дворянин Пьетро Гвиччардини, поэт Луиджи Пульчи и многие другие. Там был также автопортрет Липпи, который позже скопировал его биограф Вазари.
Между 1484 и 1486 годами, то есть уже в зрелом возрасте, Липпи создал одно из самых известных и наиболее характерных своих произведений — картину «Видение св. Бернарда» (Флоренция, Бадия).
Она написана в традиционной для итальянцев темперной технике, но в пейзаже с его бесконечными далями чувствуется почти нидерландское восприятие природы. Пейзаж этот строится по классической нидерландской схеме: коричневая земля первого плана, зелень травы среднего и голубые дали фона. Однако в подходе к человеческим образам Липпи до конца остается представителем Ренессанса. Человек для него — центр мира (фигура Бернарда — композиционный центр картины). При этом каждый из изображенных — характер, индивидуальность. Лица людей портретны, полны эмоций и переживаний. Чувства персонажей, переданные мастером через жесты и мимику, очень разнообразны. Это и благочестие (донатор внизу картины), и смирение (св. Бернард), и удивление (один из ангелов, окруживших Марию), и благосклонность (Мария).
Движения переданы с большим мастерством и тщательностью. Чувствуется, что Липпи прекрасно знал анатомию человеческого тела. Складки одежды не только подчеркивают движение, но и несут свою выразительность: они напряженны, экспрессивны. Тут проявилось явное влияние Боттичелли, который еще по готической традиции придавал рисунку складок огромное значение.
В «Видении св. Бернарда» Липпи достиг величайшего совершенства самой живописи. Вазари свидетельствует, что «его живопись в некоторых отношениях признается чудесной, как, например, в отношении камней, книг, травы и тому подобных вещей, им так хорошо изображенных». В этом наивно выраженном свидетельстве таится признание современниками живописного мастерства Липпи. Все, что он изображает, превращается под его кистью в драгоценность, обретает новую жизнь, эстетическую значимость.


При цитировании гиперссылка обязательна.