КИМ ДЫКСИН (1754 — 1822)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Бытовой жанр в корейской живописи XVIII—XIX веков характеризуется новизной и разнообразием тематики. Его появление связано с некоторым оживлением экономики, расцветом культурной жизни страны во второй половине XVIII века, с ростом городов, с развитием торговли и ремесла.
Впервые в истории корейского искусства художники-жанристы обратились к окружающей их жизни, утвердив тем самым эстетическую ее ценность. Наивысшие достижения жанра связаны с именами Ким Дыксина, Ким Хондо и Сан Юнбока.
Ким Дыксин — выходец из крупнейшего культурного центра Кореи — города Кэнсона, сын художника, член Тохвасо — своеобразной академии живописи, занимал пост инспектора (гхомса) на небольшом острове Чходо к северо-западу от провинции Хванхэ.
Художниками были его младший брат Ким Соксин и сын Ким Хаджин. Судить о творческих достижениях художника мы можем прежде всего по альбому жанровых сцен из частного собрания в Сеуле, показанному на выставках в Западной Европе в 1961 — 1962 годах. Этот альбом содержит восемь листов небольшого формата, заполненных рисунками тушью и красками.
Здесь встречаются живые и непосредственные сцены обмолота зерна, трапеза рыбаков, изображение пастуха с коровой и т. д. Совершенно новая для Кореи конца XVIII века тема — показ труда городского ремесленника в листе «Кузница». Примечательно, что почти аналогичную работу выполнил современник Ким Дыксина — Ким Хондо. Возможно, натурой им послужила одна и та же кузница где-нибудь в районе Сеула.
Работа Ким Хондо исполнена на нейтральном фоне, а у Ким Дыксина мы видим тщательно выписанный интерьер. Композиции отличаются друг от друга не только этим. Каждый из художников по-своему решил позы людей, выбрал своеобразно детали интерьера.
У Ким Хондо изображен сидящий подмастерье, у Ким Дыксина этот персонаж отсутствует. Лист Ким Хондо остро графичен, а Ким Дыксин широко использует цвет. Корейские жанристы исполняли свои произведения не на больших свитках, а на альбомных листах.
Композиции Ким Дыксина просты, это в основном малофигурные бытовые сцены, чаще всего изображенные на нейтральном фоне. Иногда художник дополняет характеристику места изображением дерева, рядов камыша или каменных глыб, что способствует передаче глубины пространства. Основные средства художественной выразительности — линия, сильная, четкая, и тонировка прозрачными водяными красками.
В жанровых листах Ким Дыксина встречаются женские персонажи, что было большим новшеством в искусстве Кореи того времени. Ранее только в литературных произведениях, случалось, появлялись женские образы, как, например, в повести Ким Манджуна «Скитания госпожи Са по югу» или в анонимных повестях XVII—XVIII веков, в поэзии чансиджо XVIII века.
Развитие бытового жанра в корейском искусстве было значительным вкладом в культуру и искусство Дальнего Востока.


При цитировании гиперссылка обязательна.