А. Е. КАРЕВ (1879 — 1942)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Живопись Алексея Еремеевича Карева относится к ленинградской школе. В его творческой жизни не было особых «событий», метаний в поисках собственного пути. Он не оставался в стороне от острых проблем эпохи.
В первые годы революции Карев среди тех, кто строит новую культуру. Он работает в Коллегии ИЗО Наркомпроса, некоторое время руководит Свободными художественными мастерскими (Петросвомасом), делает экскизы декоративного оформления города и эскизы для изделий фарфорового завода. Одним словом, Карев был человеком дела, действия.
Его мало затрагивали захватившие большинство его современников внутрихудожественные споры о путях развития современного искусства. Он работал неспешно, основательно, не подлаживаясь ни под прошлое, ни под моду. Его живопись, выражающая очень цельное, самостоятельное восприятие мира, оказалась сродни эпохе.
Карев появился в среде петербургской художественнной молодежи в первые годы нашего века. За его плечами уже была учеба в нескольких провинциальных школах — в Боголюбовском рисовальном училище в Саратове, в Пензе, Киеве. В Петербурге он общался с кружком молодежи, связанной с училищем княгини Тенишевой, но был несколько в тени. А потом, в самом конце 1907 года, Карев участвовал на выставке «Венок», где вновь как бы воссоединился с бывшими саратовцами П. Кузнецовым, П. Уткиным.
Потом работы Карева появлялись на выставках, устраиваемых журналом «Золотое руно». Карев писал пейзажи, интересовался проблемами света. В ряде его композиций («Конфирмация», «Пастушка») заметно было влияние изысканных красочных гармоний французского художника Мориса Дени.
Большинство участников выставок «Золотого руна» потом пошли по пути аналитических исканий. Карев внимательно присматривался к новым принципам искусства живописи, не спешил опровергать прежнее, не стремился к сенсационному успеху. После выставок «Золотого руна» критика всерьез заговорила о нем только через несколько лет — после «Выставки современной живописи» в Петрограде в 1916 году.
К этому времени определяется и круг интересов мастера и манера письма. У Карева живописца и рисовальщика — две главные привязанности — натюрморт и городской пейзаж. Его натюрморты, относящиеся к 1910-м и 1920-м годам, когда он был членом общества «4 искусства», не претендуют на занимательность или философскую многозначительность. Они предельно просты. Карев пишет балалайку и футляр от нее, натюрморт с поленом, просто вазу с цветами на фоне драпировки (1929). Но в этой простоте есть особая неожиданность и обаяние мастерства живописи.
Карев не любил пестроты, яркости. Он предпочитал решения строгие, монохромные. Цвет строит форму, дает ей жизнь, но и линия, объем, как в классической живописи, эмоционально выразительны. Сдержанная красота натюрмортов Карева внутренне значительна, содержательна.
Городские пейзажи Карева написаны нередко очень обобщенно, сильно, на едином дыхании. Занимательность быта, архитектурный мотив сами по себе не интересуют его. Город у него предстает как мощный живописный организм.
Установка на пластическую силу цвета нередко сливается с особой романтичностью настроения, как в большом пейзаже-картине «Нева» (1934). Это романтичность, чуждая внешнего пафоса, но в этом заключена своя привлекательность.


При цитировании гиперссылка обязательна.