В. И. ДЕМУТ-МАЛИНОВСКИЙ (1779 - 1846)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Далеко не всем, кто любуется архитектурными ансамблями и памятниками Ленинграда - Дворцовой площадью, Адмиралтейством, Казанским собором, приходила мысль поставить в один ряд с прославленными именами Росси, Захарова, Воронихина не столь знаменитое имя Демута-Малиновского, принимавшего участие в создании скульптурного декора.
Покоренные красотой и гармонией архитектурных творений, мы не сразу отдаем себе отчет в том, насколько важно и необходимо здесь присутствие монументально-декоративной пластики. Трудно представить здание Адмиралтейства, лишенное скульптурного убранства, или, например, арку Главного штаба без ее декоративных украшений и великолепной колесницы Победы, настолько прочно они слились в одно целое, создав органичный и удивительный по своей художественной силе образ.
Русская архитектура первой половины XIX века не существовала вне активного творческого содружества с другими искусствами — скульптурой, живописью, декоративно-прикладным. Ансамблевость мышления отличала русских зодчих того времени, и недаром их достойными соратниками были такие великие русские скульпторы, как Козловский, Мартос, Щедрин, Прокофьев, Пименов-старший. В этой плеяде Василий Иванович Демут-Малиновский был одним из самых талантливых и творчески продуктивных.
Сразу же по возвращении из заграничной командировки (после окончания Академии) он включается в напряженную работу по скульптурному оформлению всех крупных новостроек Петербурга. Здесь крепнет и развивается его талант.
С 1807 года — это Казанский собор, для которого он делает семиметровую фигуру архангела Михаила (не сохранилась) и скульптуру Андрея Первозванного для ниши северного портика. Это его произведение при всем совершенстве пластического исполнения не лишено оттенка классицистической идеализации образа, воплощающего тему страдания достаточно декларативно.
Но уже группа «Похищение Прозерпины Плутоном», созданная для перестроенного Воронихиным Горного института (1811), свидетельствует о совершенно ином качестве его таланта. Демут-Малиновский точно вписал свою тяжелую по пропорциям композицию в общий строгий дорический ансамбль Воронихина. Спокойное величие крупных форм статуи, сильная и в то же время уравновешенная динамика взаимодействующих тел, лапидарность выразительных средств, подчеркнутая и самим материалом — ноздреватым пудожским камнем, — все говорит о прирожденном даре монументалиста, которым обладал скульптор.
При создании декоративной скульптуры для украшения здания Адмиралтейства Демут-Малиновский исходил из задачи аллегорического истолкования тем мореплавания, торговли и военной славы. Он создает чисто декоративные фигуры, олицетворяющие месяцы года, реки, страны света (они в основном не сохранились).
Наиболее значительным оказалось содружество Демута-Малиновского с архитектором Росси при постройке Александрийского театра, Публичной библиотеки, Михайловского и Елагина дворцов, зданий Сената и Синода. Десять лет творческой работы (1819—1829) отдали Демут-Малиновский вместе с Пименовым знаменитой арке россиевского Главного штаба, ставшей композиционным и смысловым центром этого огромного здания.
Их сотворчество оказалось столь безупречным по чистоте стиля, согласию декоративного убранства, целостности общего впечатления, что трудно, да, пожалуй, и нет смысла в отдельности описывать работу каждого. Тяжелые барельефы с изображением военной арматуры, колоссальные фигуры воинов, аллегорическая фигура Славы, держащей над ними венок, и, наконец, завершающая этот прекрасный ансамбль величественная колесница Победы — все здесь сливается в захватывающее зрелище и звучит гимном подвигу русского народа.
Тема патриотизма русских в борьбе с Наполеоном нашла у скульптора и более камерное решение. Еще в 1813 году он выполнил скульптуру, названную им «Русский Сцевола», а незадолго до смерти Демут-Малиновский создал еще один родственный по духу памятник великому русскому патриоту — Ивану Сусанину.


При цитировании гиперссылка обязательна.