Л. ПААЛ (1846 — 1879)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Количество картин, составляющих художественное наследие замечательного венгерского пейзажиста Ласло Паала, невелико. Это объясняется тем, что живописец умер очень молодым.
Все лучшее, что он создал, исполнено в течение нескольких лет — между 1870 и 1877 годами. Живя на чужбине (Паал учился в Вене и Дюссельдорфе, работал в Мюнхене и Париже), он постоянно писал сельские виды, напоминающие природу родной Венгрии.
Драматизм в передаче даже самых обыденных уголков природы, напряженная цветовая гамма с преобладанием темных тонов отличают его пейзажи. Паал работал страстно и увлеченно, часто повторяя один и тот же мотив и совершенствуя решение поставленной художественной задачи.
В начале своего творческого пути он чаще всего писал деревенские околицы, пастбища, хутора среди деревьев, пейзажи с коровами («Деревенский дом» 1869; «Деревенская окраина» 1870; «Стога», 1870; «Березовая улица», 1870), создавая как бы «портрет» местности.
В более поздних работах художник ставил себе целью передать и состояние природы («Дождливый день», 1873; «Пейзаж в грозу», 1875; «Сияние солнца в лесу», «Октябрьский вечер», 1876; «В глубине леса», 1877).
Если в «Скирдах» 1872 года художник создает впечатление устойчивого покоя, разлитого в природе, то в последующих его работах преобладает ощущение преходящих состояний: порывов ветра, секущего сухие ветви и срывающего листья, или мерцание света заходящего солнца.
Живя и работая в Барбизоне, недалеко от Парижа, Паал оказался сопричастным к традициям сложившейся здесь пейзажной школы живописи. Он творчески воспринял достижения художников-барбизонцев, но, в отличие от их произведений, в работах венгерского живописца драматическая напряженность подчас доходит до трагического конфликта.
Философское осмысление явлений природы, особая одухотворенность, которая отличает пейзажи Л. Паала, сделали его произведения образцом, к которому постоянно обращались венгерские художники конца XIX — начала XX века.


При цитировании гиперссылка обязательна.