Д. Д. ТЬЕПОЛО (1727 — 1804)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Своеобразие творческого облика Джованни Доменико Тьеполо было по достоинству оценено только в XX столетии. Сын великого венецианского живописца XVII века Джованни Баттисты Тьеполо, Джованни Доменико в течение долгого времени скромно оставался в тени. Как ученик и помощник своего отца он вместе с младшим братом Лоренцо принимал участие в большинстве его декоративных росписей в Венеции, Удине, Милане и других городах Италии, во дворце франконского епископа в Вюрцбурге, при дворе испанского короля Карла III в Мадриде. Да и в своих самостоятельных произведениях, посвященных религиозной и мифологической тематике, Джованни Доменико, благодаря выработанным в процессе совместной практики художественным навыкам, выступал как виртуозный в техническом отношении, но поверхностный последователь живописного стиля прославленного живописца.
И только когда в его работах к изображению религиозных сюжетов прибавлялись эпизоды современной действительности (цикл «Крестный путь Христа» для церкви Сан Паоло, Венеция, 1747), а библейское событие могло быть интерпретировано как жанровая сцена (серия офортов «Бегство в Египет», 1750—1753), Тьеполо обнаруживал оригинальность и своеобразие таланта. Здесь открывается настоящее лицо художника, смелого реалиста, тянущегося к изображению современной жизни, обладающего свежим чувством юмора и острым социальным чутьем.
Одним из ранних проявлений самобытного таланта Тьеполо явилась картина «Совет мальтийского ордена» (Удине, Городской музей), написанная в 1750 году, смелый опыт группового портрета, трактованного в виде массовой жанровой сцены. Но в полную меру художественные интересы Тьеполо раскрылись в росписях виллы Вальмарана близ Виченцы, исполненных в 1757 году.
Уже Гете, посетив виллу Вальмарана, отметил в украшающих ее росписях наличие двух стилей — «утонченного» и «натурального». Первое определение может быть отнесено к фрескам Джованни Баттисты Тьеполо, посвятившего фрески главного здания виллы иллюстрированию легенд, рассказанных великими поэтами. Второе — к Джованни Доменико, который, работая бок о бок с отцом, проявил полную самостоятельность.
Главной темой его росписей, украшавших интерьеры соседнего с виллой «Дома для гостей», так называемой «форестерии», была современная венецианская жизнь. На стенах дома художник изобразил сцены городского быта («Новый мир», «Шарлатан»), патрицианских празднеств («Зимняя прогулка»), карнавальных увеселений, крестьянской жизни («Крестьянский обед», «Крестьяне на отдыхе»), то исполненные мягкого добродушного юмора, то насыщенные остросатирическими нотами. В крестьянском цикле виллы Вальмарана живописец вдохновлялся народным лубком, используя его гротесковую экспрессию, острую выразительность силуэта и пятна, которые сочетаются во фресках с широкими и красивыми пейзажными фонами.
В начале 1790-х годов Джованни Доменико Тьеполо, избранный вскоре после смерти отца президентом Венецианской Академии (1780) и обремененный массой разнообразных заказов, создает совершенно необычный декоративный ансамбль на собственной вилле в Дзианиго (в настоящее время фрески реставрированы и перенесены в палаццо Редзонико, Венеция). Каждую из комнат вмоды Дзианиго он расписал небольшими фресковыми циклами из жизни мифологических героев и персонажей итальянской комедии дель арте — пульчинелл, сатиров, кентавров. В этих росписях, рожденных фантазией художника и вместе с тем навеянных реальными воспоминаниями о народном театре и карнавальных масках, много бурного движения, массовых сцен, озорных шуток.
В некоторых эпизодах отчетливо выступают элементы яркой сатиры и гротеска. Но в целом фрески рождают ощущение острой, щемящей грусти и горечи. В угловатом и колючем ритме композиций, в злой насмешке над нелепыми повадками и костюмами аристократии проступает неудовлетворенность художника жизнью, кризисность его мировоззрения, заставляющая уходить от реальной действительности в мир фантастических образов, диких кентавров, необузданных сатиров и уродливых пульчинелл.
Особую область творчества Джованни Доменико Тьеполо составляет его графика. Многие музеи мира хранят блестящие по виртуозному артистизму рисунки мастера, привлекающие жанровым и тематическим разнообразием, включающие острые карикатуры на духовенство, венецианских щеголей, изображения популярных персонажей итальянской комедии масок. Не менее значительно наследие Тьеполо-офортиста. Оно насчитывает около двухсот листов, наибольшей известностью пользуются сюиты «Крестный путь Христа» (1748) и «Бегство в Египет».


При цитировании гиперссылка обязательна.