А. А. МЫЛЬНИКОВ (Род. 1919 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Народный художник СССР, действительный член Академии художеств СССР, профессор Андрей Андреевич Мыльников — художник-монументалист не только по образованию, но и по призванию, по своей творческой и гражданской позиции.
Начало его художественной деятельности приходится на вторую половину 40-х годов, то есть на тот период в истории советской культуры, который был отмечен повышенным интересом к искусству больших форм, к искусству, способному выразить настроения народа, победившего в Великой Отечественной войне.
Отношение Мыльникова к войне — это отношение художника, поставившего своей целью средствами живописи не столько монументально воссоздать ее победные моменты, сколько показать и образно утвердить моральные истоки всенародного подвига и всенародной жертвы. Не случайно дипломная работа Мыльникова в Институте живописи, скульптуры и архитектуры им. И. Е. Репина, который он окончил в 1946 году по мастерской И. Э. Грабаря,— эскиз мозаики «Клятва балтийцев» для мавзолея моряков, погибших в Великой Отечественной войне. Эта работа — своеобразный реквием, пластическое воплощение темы Никто не забыт, ничто не забыто.
Мыльников изображает группу моряков, оставшихся в живых, которые дают клятву хранить память о павших товарищах, клятву верности общему делу. Проявившаяся в «Клятве балтийцев» способность художника передать «дух эпохи» существенные черты современности посредством иносказания и художественно выверенного мотива, не прибегая к изображению конкретных, пусть и этапных в историческом смысле событий,— во многом определила его дальнейшее творчество.
Она проявилась и в картине «На мирных полях» (1949), и в панно «Пробуждение» (1957), выполненном Мыльниковым для ленинградского кинотеатра «Прогресс». Это панно было написано под впечатлением VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. В нем художник акцентирует внимание на общечеловеческом смысле праздника молодости, на теме борьбы и солидарности молодежи всех стран за свое социальное освобождение.
Одним из важных для творчества Мыльникова как монументалиста событий явилось, безусловно, участие в разработке проекта занавеса зала заседаний Кремлевского Дворца съездов. Выполняя этот ответственный заказ, художник создал несколько вариантов изображения Ленина и в конце концов остановился на профильном изображении головы вождя. Это дало ему возможность уйти от неуместного в данном случае жанра исторического портрета и создать обобщенный и идейно-емкий образ, который, не нарушая свойственных монументальному искусству границ внешнего сходства с оригиналом, превращается в образ-знак, становится революционным символом XX века, своеобразным знаменем классовой борьбы в современную эпоху.
Внутренняя обусловленность и определенность таланта Мыльникова — таланта монументалиста — не исключает для художника возможности обращения к другим видам искусства — графике, станковой живописи. Последняя является для Мыльникова своеобразным окном в мир интимных, камерных чувств, тонких человеческих переживаний. В таких произведениях, как «Верочка» (1964), «Веранда» (1965), художник выявляет богатую эмоциональную и цветовую гамму непритязательных мотивов: девочка изображена за столом на фоне открытого в сад окна, а мать с ребенком — на залитой солнцем веранде.
Подобные живописно-лирические проникновения в поэтику конкретной жизни, при всей своей самоценности, служат своеобразными эскизами к таким большим станковым композициям Мыльникова, как «Сестры» (1967) и «Лето» (1969). В них поэтическое переживание солнечного мгновения в жизни отдельного человека, «тихого» момента его бытия перерастает в тему радости жизни на земле, в тему счастья не только личного, но и общечеловеческого.
Варианты картины «Утро» отмечены стремлением перевести проблему реально прекрасного в план классического искусства, выразить идею гармонического сосуществования идеальной человеческой натуры и идеальной природы средствами большого стиля. Важно отметить, что в этих работах, как и в полотне «Перед грозой» (1974), обращение к традиции связано с усилением драматического момента, определяющего эффект некоторой отчужденности мира картины от зрителя. Прежняя цветовая насыщенность и открытость произведений Мыльникова конца 60-х годов уступают место холодной, порой суровой гармонии красок. Все это свидетельствует о новом этапе в творчестве художника, этапе, отмеченном раздумьями о возможности реализации прекрасного в жизни и в конечном счете об ответственности каждого человека за все прекрасное на земле.
Конкретизация этих раздумий происходит в одной из последних работ Мыльникова «Прощание» (1975), посвященной Великой Отечественной войне. Новое обращение к теме войны, участником которой был сам художник,— это опять обращение к вопросу о том, ценой каких человеческих страданий достался мир.
Эта работа, своеобразно продолжающая традиции «сурового стиля», есть не только повествование о преодолении великих трудностей в прошлом, но и обращение к потомкам, к сыновьям тех отцов, которые выполнили свой патриотический долг перед Родиной. Ее историзм — это историзм, нацеленный в современное и в будущее. Прекрасное в этом произведении предстает в разрушенном, исковерканном войной виде. Излюбленный Мыльниковым мотив солнечного озера превращается здесь в образ мертвой воды. Русский пейзаж с белеющей вдали церковью и «поверженным» телеграфным столбом на первом плане напоминает «долину смерти» из замечательного стихотворения Н. Заболоцкого «В этой роще березовой» 1946 года.
Сложность и одновременно цельность творческого развития Мыльникова — свидетельство того, что перед нами не просто зрелый мастер, но еще и постоянно ищущий художник.


При цитировании гиперссылка обязательна.      готовые резюме, вакансии самара