Д. УЗУНОВ (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Болгарский живописец Узунов — уроженец знаменитой Долины Роз, его родина Казанлык. Он учился в Софии и в Мюнхене, в Академии художеств (1922—1924), где познакомился с новейшими тенденциями живописи того времени, но не стал им подражать в своей работе.
Тонко понимая особенности современного живописного языка, Узунов хотел соединить свободу пластического выражения с глубиной постижения внутренней жизни человека, которая так привлекает в старом искусстве.
Из всех многообразных жанров искусства живописи его сразу же более всего увлек портрет. Уже в 1930-е годы он один из ведущих мастеров болгарского искусства. Описательность в подходе к модели, порой присущая ранним живописным опытам художника, сменяется осознанным отбором деталей. Узунова интересует особенность психологии, характера его героев. Для каждого из них он ищет свою живописную интонацию, определяет степень пластического обобщения.
В портрете режиссера Н. Массалитинова (1931), сторонника психологического театра, художник уделяет сравнительно мало внимания аксессуарам обстановки. Фон картины довольно нейтрален. Поза портретируемого лишена внешней эффектности. Но художник очень внимательно, точно выписывает лицо, стремясь передать раздумье, глубокую сосредоточенность портретируемого. Внешняя неброскость и тонкий психологический анализ в портретах Узунова такого рода нередко вызывают в памяти портреты М. Нестерова того же времени. Для Узунова самое интересное выразить в цвете психологическое состояние модели, рассказать о человеке средствами пластики. Среди его произведений — сдержанный, почти монохромный по цвету портрет поэта Гео Милева, а рядом — близкий по времени написания, но совершенно иной по цветовому строю — яркий, многоцветный портрет известного актера Крысто Сафарова в роли Фальстафа. Для художника каждый человек — целый мир, вызывающий острый интерес своей «особостьк». Это качество помогло Узунову стать не только подлинным портретистом, но и деятельным участником общественной жизни в послевоенное время.
Его на все хватает: и заниматься со студентами в Академии художеств, и выполнять свои депутатские обязанности в Народном собрании Болгарии, и заниматься творчеством.
Портрет всегда оставался любимым жанром Дечко Узунова, но с успехом писал он и виды старых болгарских городов, очаровывающих своеобразной народной архитектурой, и большие тематические композиции. Художник всегда сохраняет интерес ко всему новому в жизни. Да и само его искусство не есть нечто неизменное, раз и навсегда определившееся. Живопись Узунова претерпела немалые изменения в 1960-е годы, когда мастер будто обрел «второе дыхание», подавая пример молодым, как надо творчески понимать тему современности в искусстве. Диапазон его живописи этого периода чрезвычайно широк. Здесь и исторические композиции, и вещи сугубо камерные, лирические. В вещах камерного плана («Портрет матери»), написанных легко и артистично, в один прием, Узунов обычно хочет передать какое-то одно общее настроение момента. Иногда в них доминирует внешняя эффектность живописного приема, но чаще вещи художника располагают к неспешному созерцанию. В больших тематических композициях Узунов нередко стремится к созданию своего рода патетических символов. Такова, например, его эффектная динамичная композиция, написанная к 50-летию Великой Октябрьской революции,— «За свободу» (она исполнена в соавторстве с одним из самых одаренных учеников мастера — Светлином Русевым).
В больших картинах Узунова ощущается и несомненное воздействие народного искусства, как в композиции, так и нередко в декоративной трактовке цвета. Это придает особое монументальное звучание его произведениям. Цветовые массы даны лаконичными, ясно «читаемыми» пятнами, фигуры как бы выступают из этого декоративного фона. Часто художник остро строит сюжет и прибегает к весьма необычным ракурсам. Картина в такой системе художественного сознания становится как бы символической формулой поэтического образа.
Старый учитель и его ученики — молодые болгарские художники — работают рука об руку в поисках новых средств реалистического искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.