Л. Б. АЛЬБЕРТИ (1404 — 1472)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Среди ренессансных теоретиков искусства самым известным был Леон Батиста Альберти. Он получил великолепное гуманистическое образование, владел латынью, как родным языком. В возрасте двадцати лет Альберти написал комедию на латинском языке. Когда она была издана, то многие приняли ее за произведение одного из античных писателей.
Помимо литературных способностей, Альберти обладал великолепными знаниями в области естественных наук. Ему принадлежит несколько открытий по механике, гидрологии и физике. Несмотря на то, что в архитектуре Альберти был самоучкой, несколько построек, возведенных по его проектам, стали непревзойденным образцом раннеренессансной архитектуры. Среди них в первую очередь нужно назвать палаццо Ручелаи и фасад церкви Санта-Мария Новелла.
Как подлинный представитель своего времени Альберти стремился к гармоничному и разностороннему развитию своей личности. Известно, что он увлекался спортом, был большим мастером по игре в мяч, фехтованию, гимнастике, скачкам. Пытливый ум, широчайшая образованность, наконец, одаренность — все это позволяет поставить Альберти в один ряд с такими выдающимися личностями эпохи, как Леонардо да Винчи и Филиппо Брунеллески.
Великий зодчий и философ, поэт и стилист, физик и юрист, математик и оратор, музыкант и публицист, Альберти стал также основоположником ренессансной эстетики.
Альберти пришел к созданию теории искусств не через практическое художественное творчество, а через теоретическое осмысление творческого процесса. И, что интересно, именно его теоретическая мысль стала своеобразным манифестом нового искусства, стимулом его развития.
В 1428 году Альберти обосновался во Флоренции. До этого он много путешествовал по Италии, а в Болонье прошел курс «свободных искусств», получив в университете этого города степень доктора прав. Во Флоренции Альберти быстро сблизился с виднейшими художниками и гуманистами, искателями новых путей в искусстве. Его единомышленниками становятся архитектор Филиппо Брунеллески, живописец Мазаччо и скульптор Донателло. То, что Альберти осмысляет теоретически, осуществляют на практике его соратники. В своем искусстве они обращаются к реальному миру, к образу человека. Они создают новые принципы реалистического искусства.
О практической деятельности Альберти известно мало. Из живописных произведений не сохранилось ничего, а скульптуры его столь малочисленны, что по ним трудно составить полную картину его творчества (известен рельефный автопортрет мастера). В 1435 году появляется первый плод теоретической мысли Л. Б. Альберти — трактат «Три книги о живописи». Вскоре он пишет еще одну небольшую книгу «О статуе». И, наконец, создает свои знаменитые «10 книг о зодчестве» — итог напряженной теоретической работы, позволивший современникам прозвать его «вторым Витрувием», при жизни Альберти не смог опубликовать свой труд. Он издан был лишь после смерти автора в 1485 году.
Отдельные тома этого капитального произведения содержат описания строительных материалов, способы их приготовления, производства строительных работ, частей зданий и прочее. Альберти описывает типы построек и инженерных сооружений от мостов и водопроводов до церквей и загородных вилл. Но, что более ценно для нас, в его книге встречается эстетическая оценка архитектурного сооружения.
«Здание должно быть величавым украшением»,— говорит он. «Три книги о живописи» Альберти представляют собой первый в европейском искусствознании теоретический труд, в котором сформулированы основные положения учения о живописи. Значение его огромно. Альберти не только сформулировал теорию живописи, но и наметил дальнейшие пути развития искусства.
Его «Книги о живописи» стали руководством для художников. Так предполагал и сам Альберти, который в посвящении к книге назвал имена Брунеллески, Донатело, Гиберти и Луки делла Роббиа. Недаром этот трактат имел две редакции — латинскую, предназначенную для ученых, и итальянскую, предназначенную для художников.
В основу своей эстетики живописи Альберти положил подражание природе. Он писал: «Но часто случается так, что обучающиеся или жаждущие обучиться, не зная, как нужно учиться, устают не меньше тех, которым досаждает всякое учение. Поэтому мы скажем, каким образом становятся учеными в этом искусстве. Пусть никто не сомневается в том, что начало и конец этого искусства (т. е. живописи), а также все пути к тому, чтобы стать мастером, должны быть взяты у природы». И далее: «Нет другого более надежного пути, как следовать природе».
Верность природе была для Альберти выше всех остальных законов живописи. Именно в этом великое значение его теоретической мысли, направлявшей искусство по пути реалистического видения мира.


При цитировании гиперссылка обязательна.