АНТОНЕЛЛО ДА МЕССИНА (1430—1479)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Бывают художники, произведения которых по прошествии нескольких столетий опровергают многие устоявшиеся представления о развитии искусства. Редко современники и последователи замечают в творчестве этих художников те черты, которые будут оценены впоследствии как самые революционные и передовые. К таким мастерам принадлежит и живописец Антонелло да Мессина.
Вплоть до XX века историки искусства придерживались определенной точки зрения на эпоху Возрождения. Считалось, что Италия была ведущим и главнейшим центром искусства, а все остальные страны Европы стремились лишь подражать ей. Теперь стало очевидным, что итальянское искусство не только оказывало влияние на художников других стран, но и само было не свободно от воздействия художественных идей других наций.
Подтверждением этому служит творчество Антонелло да Мессины. Он родился в семье скульптора в Мессине. Там он жил и работал, но духовно всегда был связан с Венецией, с ее искусством. Поэтому его произведения относят к венецианской школе живописи. Антонелло учился в Неаполе у живописца Колантонио. Этот факт, ставший известным сравнительно недавно, объясняет пути приобщения художника к достижениям нидерландских мастеров.
Поскольку Неаполь, долгое время бывший яблоком раздора между Испанией и Францией, был наводнен людьми самых разных национальностей, то и его художественная атмосфера оказалась чрезвычайно своеобразной. Тут была в ходу не только итальянская, но и северная, то есть нидерландская манера живописи. С этой манерой, казалось бы, столь чуждой итальянцам, и познакомился Антонелло да Мессина. И не только познакомился, но глубоко проникся ею.
Известно, что итальянские художники писали свои картины темперой. А техника масляной живописи была изобретена на севере Европы, в Нидерландах. Именно ее прежде всего и заимствовал Антонелло. Он овладел всеми тонкостями письма маслом и быстро достиг большого мастерства.
Об успехах Антонелло свидетельствуют уже его ранние произведения («Распятие», Бухарест, и «Св. Иероним», Лондон). Они написаны маслом, но в отличие от нидерландских картин с их сплавленной красочной поверхностью сделаны в легкой, почти эскизной манере.
Образы человека и природы тоже напоминают нидерландскую живопись. Молодого Антонелло еще нельзя назвать антропоцентристом, то есть воспринимающим человека как Центр всего мироздания. Люди для художника — всего лишь части огромного организма вселенной, состоящей из бесконечного количества малых величин. Поэтому фигуры поглощены пейзажем или же архитектурным окружением.
К зрелому периоду творчества Антонелло да Мессина подходит в состоянии некоторой внутренней неуравновешенности. Тяга к гуманистическим идеям и противоположная им склонность к мистическому восприятию жизни, навеянная художнику искусством северной Европы, борются в его душе. Постепенно национальная принадлежность берет свое: гуманистические взгляды побеждают. Но творчество мастера остается полным противоречий и сомнений. В зрелых произведениях Антонелло человек занимает центральное место. Меняется и формальный строй картин: происходит укрупнение форм, нарастают монументальные тенденции.
Все больше внимания художник начинает уделять пластическому началу в своих картинах. Все это воплощено в алтарном образе «Св. Себастьян» (Дрезден) — одном из лучших произведений мастера. Эта картина задумывалась как левая створка алтаря, посвященного святому Роху.
К сожалению, сохранилась только доска с изображением Себастьяна. Но даже отделенная от алтаря, она воспринимается как самостоятельное станковое произведение.
Можно сразу отметить, что Антонелло не прошел мимо опыта Мантеньи и Пьеро делла Франческа. В архитектуре, в построении пространства и перспективы — везде как бы живет пафос нового искусства, созданного итальянцами. А центр этого гениального построенного мира — человек.
Образ Себастьяна, ставший символом победы человека над смертью, как бы иллюстрирует слова известного ренессансного философа XV века Пико делла Мирандола, обращенные к человеку: «Посреди мира поставили мы тебя, дабы легче тебе было проникнуть взором во все окружающее. Мы сделали тебя существом ни небесным, ни земным, ни смертным, ни бессмертным, чтобы ты был сам себе свободным ваятелем и чтобы ты мог облечь себя в любую форму, которую изберешь. Ты можешь впасть в животное состояние, но можешь подняться, исходя из разумения души, до степени существа богоподобного».
И хотя Антонелло отдает дань нидерландской любви к деталям и бытовым подробностям (изображения спящего воина, беседующих на балконе парочек), картина по сути остается «гуманистической», проникнутой духом эллинства. Портретное творчество Антонелло да Мессина в большей степени основывается на нидерландских образцах. Его герои не только по манере изображения, но и чертами лица напоминают модели Рогира ван дер Вейдена и Петруса Кристуса. Однако художник не слепо следует образцам, а творчески их перерабатывает.
Поэтому, по словам В. Н. Лазарева, «его портреты выделяются гораздо более земным, жизнеутверждающим характером, они намного демократичнее по своему общему духу, им присуща не свойственная нидерландским картинам монументальность».
Но и здесь Антонелло осуществляет столь необходимую для итальянского искусства живую связь с Нидерландами. У нидерландских художников Антонелло учился внимательному и мудрому созерцанию окружающего мира, пристальному отношению к личности человека, его эмоциям и переживаниям. А благодаря Антонелло этому учились и другие итальянские мастера, создавшие, не без помощи нидерландцев, великие произведения искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.