А. И. КРАВЧЕНКО (1889—1940)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Среди прославленных мастеров советской графики выделяются два имени — Фаворский и Кравченко. Оба они стояли у истоков советского графического искусства, благодаря их художественной и педагогической деятельности этот вид искусства поднялся на большую высоту.
Творчество обоих мастеров являет собой как бы полюсы художественного видения — в искусстве Фаворского преобладает рациональное начало, гравюры его построены по аналитически выверенным законам, они строги, эпичны, монументальны. Гравюры Кравченко полны порыва импровизации, чувства; они пленяют своей динамикой, убедительно переданной эмоциональной атмосферой.
В графику Алексей Ильич Кравченко пришел от живописи, которая, однако, до конца дней занимала большое место в его творчестве. Художник учился у Шимона Холлоши в Мюнхене — их общего руководителя с Фаворским, у В. Серова, С. Иванова, К. Коровина в Московском Училище живописи, ваяния и зодчества. Самые значительные произведения Кравченко дореволюционного периода связаны с его заграничными поездками в Италию, Грецию, Турцию.
Огромное впечатление произвело на художника длительное экзотическое путешествие в Индию, на Цейлон, в Японию, занявшее первую половину 1914 года. Полнее переработать и выразить свои впечатления от этой поездки Кравченко помешала первая мировая война. Индия, как считал художник, укрепила в нем его любовь к монументальному в искусстве. В годы войны Кравченко усиленно занимался офортом, это были его первые шаги в графике.
После Великой Октябрьской социалистической революции художник деятельно участвует в культурной работе Советской власти. В Саратове, куда он был направлен с мандатом, выданным А. В. Луначарским, Кравченко работал над организацией массовых празднеств, писал панно для рабочих клубов, состоял деканом графического факультета Государственных свободных художественных мастерских.
В 1921 году Кравченко переезжает в Москву и исполняет ряд книжных знаков, которые делают его имя известным. Это подлинные маленькие шедевры ксилографии, полные особого романтического очарования. Специфический мир книжных приключений и переживаний, изображение великих памятников архитектуры, традиционные аллегорические знаки надежды, любви, веры стали темами и сюжетами экслибрисов Кравченко. Самыми же привлекательными были миниатюры, воспевающие библиофильскую страсть и умеющие передать волнующую романтику поисков и внезапных счастливых находок, столь дорогих всякому истинному книжнику.
Экслибрисы Кравченко позволили отметить рождение незаурядного художника, тонко чувствующего особенности дерева и принесшего в искусство гравюры свой увлекательный мир образов. «Книжный» характер этих миниатюр естественно подвел графика к иллюстрированию литературных произведений, сплавляющих реальное и воображаемое.
Кравченко создает остроэкспрессивные иллюстрации к «Повелителю блох» Гофмана. Изощренная и умозрительная фантастика немецкого писателя находит в нем достойного «переводчика» на язык изобразительного искусства. Черно-белые гравюры художника, мерцающие и таинственные, пронизанные тревожным светом, «ночные» по характеру и колориту, позволяют говорить о великолепном мастерстве Кравченко-гравера: технических трудностей для него нет. Более того, при сохранении всей специфики торцовой гравюры на дереве, преодоление сопротивления материала столь полно, что приводит к неожиданным для ксилографии эффектам — знаменитый кравченковский спиралевидный росчерк по легкости своей сравним с росчерком пера на бумаге.
В этих иллюстрациях, а затем в цикле работ к повести Гоголя «Нос» Кравченко окончательно нашел себя, свой мир и свой язык. В 1925 году Кравченко снова путешествует по Италии, посещает Париж. Образам древней родины искусства посвящены рисунки и гравюры художника. Самое же полное и восторженное выражение его впечатления от Италии, от ее классического искусства и талантливого народа находят в шедевре Кравченко - ксилографа «Страдивари в своей мастерской» (1926).
Покоряющая гармония исходит от этой залитой светом гравюры; певучее дерево скрипок, создаваемых гениальным ремесленником, его деревянная лучезарная мастерская как бы созвучны дереву доски, которой касается резец гравера. Романтическое отношение к миру определяет и характер работ Кравченко на современные темы.
Художника захватили монументальность и размах социалистического строительства, романтика созидания. В начале 30-х годов он создает цикл рисунков и репрезентативных гравюр, посвященных Днепрострою, передавая грандиозный масштаб стройки, ее трудовую атмосферу. За недолгую жизнь — Кравченко умер, когда ему был 51 год, — художник создал огромное количество работ: проиллюстрировал более 20 книг, создал станковые серии цветных и черно-белых гравюр, множество рисунков и холстов. Творчество выдающегося графика навсегда вошло в золотой фонд советского искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.