С. С. КОБУЛАДЗЕ (Род. 1909 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Сергей (Серго) Соломонович Кобуладзе родился в маленьком грузинском городе Ахалцихе. В 1918—1922 годах он занимался в школе рисования Н. В. Склифасовского и Б. Г. Шебуева в Тифлисе, из которой вышли многие художники, ставшие впоследствии известными мастерами грузинского искусства.
В 1925—1930-х годах он студент Тифлисской Академии художеств, где учится у Г. И. Габашвили, Е. А. Лансере, И. А. Шарлеманя. Эти знаменитые художники и талантливые педагоги дали Кобуладзе превосходные знания натуры, понимание ее выразительных возможностей, привили любовь и уважение к классическому наследию мирового искусства, помогли в совершенстве овладеть профессиональным мастерством и стать превосходным рисовальщиком.
Кобуладзе всегда работает медленно и тщательно, долго вживается в материал, исполняет множество предварительных набросков и штудий, доводит до филигранной отточенности все детали рисунка. Этому ответственному и строгому отношению к себе, к своему труду он тоже научился у своих учителей.
Для завершения художественного образования Кобуладзе, сразу же по окончании Академии, отправился в Москву и Ленинград, где он провел два года. Серьезное знакомство с музейными коллекциями этих городов оказало большое влияние на формирование его оригинальной исполнительской манеры.
Кобуладзе широко известен прежде всего как выдающийся советский книжный иллюстратор и как театральный художник, сыгравший роль в формировании грузинского театрально-декорационного искусства. Его привлекают прежде всего большие, насыщенные мыслью и страстью монументальные произведения и спектакли, сложные характеры людей незаурядных, чьи дела, устремления, чувства и поступки не укладываются в рамки обыденного, привычного.
Недаром лучшие произведения Кобуладзе — иллюстрации к трагедиям У. Шекспира («Антоний и Клеопатра», «Макбет», «Ричард III», 1934—1935, и «Король Лир», 1934—1935 и 1946), поэме «Витязь в тигровой шкуре» Ш. Руставели (1937), «Слову о полку Игореве» («Битва с половцами», 1940; «Затмение солнца», 1946), декорации к опере «Сказание о Тариэле» Ш. Мшвелидзе (1946), балету «Раймонда» А. Глазунова (1945), портреты Ш. Руставели (1938), Данте (1944), У. Шекспира (1946).
Иллюстрируя книги, Кобуладзе никогда не стремился следовать за всеми перипетиями литературного повествования, а обращается к его кульминационным моментам, к образам тех персонажей, в которых, как в фокусе, сосредоточиваются основные идейно-смысловые и эмоциональные конфликты действия. Следует отметить, что Кобуладзе прежде всего мастер страничной книжной иллюстрации, хотя его заставки, концовки и другие элементы книжного оформления исполнены мастерски, красивы и жизненно убедительны (заставки и концовки к роману «Юрий Боголюбский» Ш. Дадиани, 1960, поэмам «Цыганы» и «Полтава» А. С. Пушкина, 1953, к сборнику «Грузинские народные сказки», 1954).
Именно страничные иллюстрации позволяют художнику полностью удовлетворить стремление к созданию монументализированных, героизированных образов. Все в них подчинено решению этой задачи: завершенность, даже внутренняя статичность композиционных построений, преобладание низких горизонтов, преувеличение масштабов фигур, обычно занимающих большую часть листа, обилие сложных драпировок, величие архитектурных фонов.
Последовательный интерес к изображению крупных, порой противоречивых характеров соединяется в искусстве Кобуладзе с тяготением к достижению целостности, классической завершенности образно-пластического строя. Напряжение страсти, владеющей героями Кобуладзе, приводит к равновесию академически строгая, почти статуарная форма. По меткому определению одного из исследователей творчества Кобуладзе, представляется, что эти, напоминающие великолепные статуи фигуры, даже если они даны в бурном движении, «закованы» в классически цельный контур. Рисунок мастера всегда точен и абсолютно завершен. Объемы сильно и четко выявлены.
Приверженность единой стилевой манере не делает работы художника монотонно-однообразными по настроению и формальному строю, но помогает ему сохранить и донести до нас свою точку зрения. Внутренне очень цельные циклы его рисунков не повторяют и даже не напоминают друг друга и в тех случаях, когда Кобуладзе дважды обращается к одному и тому же произведению. В 1934—1935 годах он создал патетически-страстный образ короля Лира средствами почти аскетически строгими, в иллюстрациях 1946 года Лир показан психологически более углубленно, во взаимоотношениях с другими персонажами.
Театральным декорациям Кобуладзе также в высшей степени присуще качество монументальности. Они величественны и грандиозны. В них нет ничего лишнего, второстепенного, что могло бы увести внимание зрителя от того главного, что определяет характер содержания, настроение спектакля. Однако масштабность и красота пространственных решений приводили порой к тяжеловесной помпезности, которая вообще была распространена в театрально-декорационном искусстве 1940-х годов. Народный художник Грузинской ССР, член-корреспондент Академии художеств СССР, лауреат Государственных премий СССР Кобуладзе много сил отдает воспитанию молодых художников.


При цитировании гиперссылка обязательна.