Г. МЕТСЮ (1629—1667)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Бытовой жанр в голландской живописи XVII столетия был представлен именами четырех замечательных художников: Габриэля Метсю, Яна Стена, Адриана ван Остаде и Герарда Терборха. Все их картины, элегантные и грубоватые, интимные и репрезентативные, объединяет интерес к частной жизни человека, к уютному домашнему быту, к веселым пирушкам простого народа и бюргерства, к развлечениям аристократии.
Творчество Метсю выражает собой наиболее светские интимно-лирические стороны бытового жанра. Хотя художник и был учеником жанриста Герарда Доу, учитель не оказал особого влияния на формирование его личности. Гораздо большее значение для становления его творчества имели произведения таких мастеров, как Рембрандт, Терборх, Питер де Хох.
Если у Рембрандта Метсю учился мастерскому владению светом и светотенью, то у Терборха и де Хоха он заимствовал и композиционные приемы, и сюжетную канву. Как и Терборха, его манят красота атласных женских платьев, роскошь ковров и богатых тканей, возможность достоверного воплощения всего этого на холсте.
Как и де Хох, мастер обращается к игривым и интимным сюжетам, часто скрывая за отвлеченным названием двусмысленность изображенного (например, «Любители музыки», Гаага, Маурицхёйз). Как у Терборха и де Хоха, герои картин Метсю всегда жизнелюбивы и уверены в себе, в их лицах нет ни тени сомнения. В одном из немногих своих произведений, изображающих жизнь простого народа, Метсю воспроизводит уголок улицы. У стены с потрескавшейся штукатуркой сидит торговец дичью (картина так и названа — «Торговец дичью», 1662, Дрезден). Одежда старика оборвана, вид жалок. Как бы призванная усилить это впечатление бедности, мимо проходит богато одетая женщина, которой старик предлагает свой товар.
Картина, построенная на социальных контрастах и претендующая на глубокое проникновение в жизнь, содержит, однако, лишь простую констатацию фактов. Зрителя не трогает происходящее событие, к нему холоден и сам художник, смотрящий на бедного старика глазами богатого человека. Метсю не свойственно ощущение социальной несправедливости и трагизма жизни. Он глубоко проникся мировоззрением бюргерства и аристократии, во всей полноте воспроизвел в своих картинах их беззаботное существование. В большинстве произведений Метсю изображены интерьеры бюргерских домов со старинной мебелью, богатыми коллекциями картин и скульптуры, коврами и другими украшениями («Подарок охотника», Амстердам; «Любители музыки», Гаага; «Завтрак», Ленинград, и др.).
Художник никогда не рисует комнату или зал целиком, а только часть интерьера. Эта фрагментарность придает его картинам характер еще большей жизненности, а его герои запечатлены в самых непосредственных позах. Они не позируют художнику, а живут своей независимой жизнью: молодой человек ухаживает за девушкой, женщина увлечена чтением письма, а ее служанка ожидает возможного поручения. И на всех картинах излюбленный герой Метсю — маленькая пятнистая собачка, ставшая неотъемлемой частью украшения его интерьеров.
Сцены пирушек и празднеств, созданные Метсю, еще более жизненны и убедительны. С наивной простотой и непосредственностью чувств он открывает перед зрителем зал голландского дома с кутящими молодыми людьми («Блудный сын», Эрмитаж) или интерьер простой таверны, где за столом владычествует шуточный «бобовый» король. Проникнутые юмором, а порой и насмешкой, иногда холодные и отчужденные, все эти сцены традиционны для голландского бытового жанра и выделяются на общем фоне лишь виртуозностью живописного мастерства.
Вершины своего творчества художник достиг только в 60-е годы, в период зрелости. В это время Метсю создает несколько необычных картин. Он нарушает идущую от Рембрандта традицию изображения темных интерьеров с высветленными фигурами. В картинах «Женщина, читающая письмо» (Лондон) и «Больной ребенок» (Амстердам) художник совершенно по-новому трактует проблему освещения, одну из кардинальных в голландской живописи. Он заменяет теплый фон светло-холодным, все пронизывает светом и стремится к созданию открытого, ясного и гармонического пространства. Метсю открывает для себя совершенно новый мир, отличный от того, который он видел прежде. Но ранняя смерть не дала художнику проникнуть в тайны этого нового мира, познать до конца его законы. В Голландии сделать это было суждено Яну Вермееру.


При цитировании гиперссылка обязательна.