Г. РЕЙНДОРФ (Род. 1889 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Рейндорф — один из старейших художников Советской Эстонии. Уже много лет он широко известен своими работами в области станковой графики и книжной иллюстрации. Главное, что в них привлекает, — это страстная любовь художника к природе своей страны, правдивость, вдохновенное мастерство.
Дни своего детства и первые годы творческой жизни Рейндорф провел в России. Он родился в Петербурге и здесь же окончил Училище промышленного рисования Штиглица, стал художником-профессионалом. Еще будучи студентом, Рейндорф проявил особую склонность к графике, начал работать над оформлением русских журналов. Вскоре на международной выставке в Лейпциге появились его офорты. После блестящего окончания училища Штиглица, получив заграничную стипендию, Рейндорф отправился во Францию.
В Париже он стал основательно изучать классическое и современное искусство. Однако разразившаяся мировая война заставила художника раньше срока возвратиться в Россию. После Великой Октябрьской революции Рейндорф оказался в числе первых художников, участвовавших в оформлении советских почтовых марок. Ему также выпала честь быть в творческой группе, которая по личному указанию В. И. Ленина работала над созданием советского герба.
Начиная с 1920 года постоянным местом жительства Рейндорфа стал Таллин. Увлекшись пейзажем, он забросил акварель и масло. В рисунках художника, сделанных в основном карандашом, появились точность, лаконизм, мастерская разработка деталей и редкая пластичность. Они отличались своеобразной поэтической манерой исполнения.
В период, когда в Эстонии у власти стояла буржуазия и художники были вынуждены во многом подчинять свои творческие устремления ее вкусам и требованиям, Рейндорф оставался верен реалистическим традициям эстонского искусства. Об этом убедительно свидетельствуют его зарисовки «Лодки на берегу острова Пакри» (1921), «Тютарсаар» (1926), «Сосна, сломанная бурей» (1938), «Засохшая сосна» (1935), «Сломанная ель» (1935) и многие другие произведения, выполненные в различных графических техниках.
Однако в ту пору работа в области пейзажа часто отодвигалась на второй план. Основное время отнимали преподавание рисунка в художественно-промышленном училище и прикладная графика.
С освобождением Советской Эстонии от фашистов начался новый плодотворный период в творчестве Рейндорфа. Уже в 1945 году, переживая радость наступления мирной жизни, он создает полные оптимистического настроения листы, воспевающие пробуждение весны («Ранняя весна», «Весной», «Весна»). Вскоре вместе с группой эстонских художников Рейндорф посещает Советскую Армению. Оттуда он привозит множество рисунков, выполненных в свободной пластической манере. Эти рисунки раскрывают перед нами своеобразие армянских нагорий, долин, селений («Горы близ деревни Бжни», «Дома в деревне Бжни», «Развалины часовни в деревне Бжни»).
В последующие годы Рейндорф работает над рядом крупноформатных листов, воплощающих суровую красоту природы северной Эстонии. Один за другим возникают такие эпические пейзажи, как «Сосны на побережье» (1947), «На побережье» (1947), и др. Затем художник приступает к новой обширной серии. Он создает интимные, тонкие пейзажи южной Эстонии («Жаркие дни августа», 1955; «Вечер над озером», 1955—1956 и др.).
Вскоре появляется виртуозная по технике исполнения серия рисунков, сделанных в 1958—1959 годах на острове Сааремаа. В начале 60-х годов Рейндорф создает огромный метровый рисунок «Финляндия Сибелиуса». Из числа работ Рейндорфа в области книжной графики следует отметить удостоенные премии Советской Эстонии иллюстрации к «Сказкам» А. С. Пушкина (1949), иллюстрации к оформлению книги Фр. Р. Крейцвальда «Старинные эстонские сказки» (1951).
Произведения Рейндорфа экспонировались на многих зарубежных выставках — в Чехословакии, Великобритании, США и других странах. Они неизменно вызывали живой интерес у зрителей. Большой заслугой Рейндорфа является его активная деятельность по созданию отделения графики при Таллинском художественно-промышленном училище (ныне Государственный художественный институт ЭССР). Здесь под руководством Рейндорфа была воспитана целая плеяда молодых художников. В 1957 году Рейндорфу присвоили почетное звание народного художника Эстонской ССР, а немного позже он был избран членом-корреспондентом Академии художеств СССР.


При цитировании гиперссылка обязательна.