М. М. АБЕГЯН (Род. 1909 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Советская Армения богата прекрасными мастерами изобразительного искусства. Среди них — народный художник республики Мгер Манукович Абегян, принадлежащий к тому поколению армянских живописцев, которое переняло эстафету в развитии национального искусства непосредственно от его основоположников — М. Сарьяна, Е. Татевосяна, С. Агаджаняна, Ф. Терлемезяна, С. Аракеляна, Г. Гюрджяна и других.
Семья Абегяна связана с национальной культурой. Его отец был крупнейшим армянским филологом, преподавателем Эчмиадзинской духовной семинарии, впоследствии академиком. Мгер Абегян учился в Ереване в художественно-промышленном техникуме у крупных армянских живописцев С. Аракеляна, С. Агаджаняна, затем в Москве, во Вхутемасе-Вхутеине, у известных мастеров живописи А. Осмеркина и С. Герасимова, и в 1931 году окончил в Ленинграде Институт пролетарского изобразительного искусства.
Творчество М. Сарьяна также оказало большое воздействие на формирование молодого художника. Но с первых лет самостоятельной работы он нашел свой собственный путь в искусстве. На протяжении всей творческой деятельности и до настоящего времени важнейшими областями творчества М. Абегяна остаются живопись и графика. В его живописи преобладают жанры пейзажа и натюрморта. Но немало им создано и сюжетных композиций и портретов, которые также несут на себе печать индивидуального своеобразия его стиля.
В пейзажах мастера перед нами предстает Армения с ее горами, долинами, садами, древними памятниками архитектуры. Природа приветлива, согрета человеческим теплом. Главное для Абегяна здесь — раскрыть красоту повседневную, бесконечную привлекательность родной земли, выразить свою сыновнюю любовь к ней.
В многочисленных сериях пейзажей кристаллизуется «абегяновский» мир образов — мир горных просторов с прозрачным воздухом и ярким солнцем. Абегян изображает розоватые отроги гор Кировакана («Дальние горы», 1955). Запечатленные им скалистые горы кое-где покрыты зеленью, залиты горячими лучами полуденного солнца («Скалы и деревья Бжни», 1957, «Длейаман», 1969), спокоен разлив реки с зелеными берегами и фиолетовыми горами («Вечер. Джрашат», 1958), утопающий в тумане величествен Арарат с долиной, изрезанной полосами посевов («Хлебные поля Бюракана», 1957); бесконечны изображения Севана с прозрачной водой, переливающейся серебристо-голубыми, синими, изумрудными красками («На берегу острова Севан», 1956); памятники древнеармянской архитектуры как бы срослись органически с горным ландшафтом (Пейзаж с памятником V века, 1965). Из всего этого возникает единый образ Армении. Особенно ярко раскрывается он в величественном триптихе «Родина» (1967).
Свойственные пейзажам мастера эпическая монументальность, яркая насыщенность цветом, декоративность живописи определяют и характер натюрмортов, созданных им.
По-своему развивает Абегян традиции советского армянского натюрморта — поэмы об армянской земле и человеке. Цветы, плоды, овощи, предметы народного искусства изображаются в своеобразной абегяновской мажорной колористической гамме, сочетающейся часто с торжественной медлительностью ритмов, орнаментальным богатством композиции, расширяющими цепь образных ассоциаций («Цветы Гегарта», 1945; «Перец и баклажаны», 1966; «Осенний натюрморт», 1967; «Гранаты на ковре», 1968; «Гранаты и виноград», 1969 и др.).
Созданные Абегяном фигурные композиции посвящены современной жизни Армении. Среди больших его полотен — «Лето» (1959), «Колыбельная» (1959), «Сбор персиков» (1960) и др., образы которых органически сочетаются с эпическим строем армянской природы. Мысль о нерасторжимом единстве человека и природы проявляется и в ряде портретных образов, созданных Абегяном. Особенно отчетливо это видно в портрете отца художника, крупного ученого, много сделавшего во славу своей земли, своего народа.
С первых же лет самостоятельной творческой деятельности Абегян увлеченно работал в графике. Излюбленной графической техникой для него стала линогравюра (художник делает также офорты, рисунки пером, углем, сангиной, фломастером).
В линогравюре как будто еще резче, обнаженнее выступают экспрессия настроения, динамика форм и линий («Остров Севан», 1959; «Миру — мир», 1961; «Весна в горах», 1964; «Большое горе», 1965; «Армения», 1968 и др.). Произведения мастера хранятся в Государственной картинной галерее Армении в Ереване, Государственной Третьяковской галерее в Москве, Государственном Русском музее в Ленинграде, Музее искусства народов Востока в Москве, Государственном музее изобразительных искусств им. Пушкина в Москве и др.
Абегян — крупный национальный мастер, гуманист, остро чувствующий современность, — внес своим творчеством ценный вклад в многонациональную советскую культуру.


При цитировании гиперссылка обязательна.