М. РИЧЧИ (1676—1729)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


Венецианский пейзажист Марко Риччи, сыгравший заметную роль в истории пейзажной живописи Венеции и Северной Италии, родился в Беллуно.
Юность Риччи прошла в Венеции и Далмации, где его художественное дарование развивалось сначала под влиянием дяди Себастьяно Риччи и, по-видимому, Карлевариса. Но жадный на впечатления молодой мастер вскоре покинул Венецию. Побывав в Риме и Флоренции, а возможно, также в Милане и Неаполе, он дважды посетил Лондон, совершил путешествия в Нидерланды и Францию.
Обилие новых впечатлений на какое-то время заслонило от Риччи силу родных ему венецианских традиций, и потому в его ранних пейзажах сильно чувствуется воздействие художников других школ, особенно Сальватора Розы и Маньяско с их романтической тематикой и драматическим восприятием природы («Борьба со змеей», «Морская буря»).
А интерес молодого Риччи к голландскому пейзажу, особенно к творчеству Я. Рейсдаля, способствовал его обращению к изображению зимней природы. Среди итальянских живописцев он первый вводит эти мотивы и придает им барочную романтику («Зимний пейзаж»).
После 1716 года, когда Риччи окончательно возвращается в Венецию, начинается самый интенсивный и плодотворный период его деятельности. К этому времени у мастера вырабатывается индивидуальный живописный стиль, определяется излюбленный круг тем и мотивов. По большей части он изображает лесистые местности, водопады, предгорья с развесистыми деревьями на первом плане, с деревней или заброшенной крепостью в глубине.
Полотна Риччи приобретают все более уравновешенный и созерцательный характер («Большой пейзаж»). Величественные и протяженные, они напоминают по композиции классические пейзажи венецианских живописцев эпохи Возрождения. Но спокойствие природы в картинах Риччи относительное. Динамика контрастной светотени, напоенность светом тающих далей, свободная манера живописи придают пейзажам художника взволнованную одухотворенность и подвижность.
В последующие годы тематический диапазон пейзажной живописи Риччи несколько меняется. Художника начинают привлекать изображения военных укреплений (ведут) и романтических пейзажей с руинами и водопадами. Последние он нередко выполняет совместно с дядей Себастьяно Риччи.
Жанр ведуты получает в венецианской живописи XVIII века широкое распространение, и на фоне многочисленных произведений этого рода лучшие ведуты Марко Риччи, порой поразительно интимные и светоносные, предвосхищающие картины Сильвестра Щедрина и Камиля Коро, выделяются преобладанием ярко выраженного пейзажного элемента («Римская ведута»).
Для них характерны динамическое сочетание архитектуры и скульптуры с саркофагами и надгробными стелами, мощные и напряженные контрасты света и тени, вертикальные и зигзагообразные ритмы композиции, романтические настроения.
Поздние пейзажи Риччи оставили заметный след в венецианском искусстве XVIII столетия, оказав влияние на таких известных мастеров, как Каналетто, Франческо Гварди, Антонио Дициани.


При цитировании гиперссылка обязательна.