П. ПОТТЕР (1625—1654)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


В голландской живописи в XVII веке завершился процесс разделения на жанры, начавшийся в европейском искусстве еще в конце XIV века. Так, в самостоятельный жанр выделился, в частности, пейзаж. Если в XVI веке в Нидерландах пейзажный жанр только еще начинал скромно претендовать на оригинальность и самостоятельность, то в XVII веке в Голландии он уже имел свои разновидности, свои традиции и направления. В нем четко различаются пейзаж морской, лесной, городской, зимний и другие.
Изображение животных на фоне природы стало одной из наиболее специфических разновидностей пейзажа. Так сложился анималистический жанр, создателем которого считается П. Поттер.
Пауль Поттер родился в Энкхёйзене в Северной Голландии. Его отец, художник, и стал первым учителем юноши, который посещал также мастерскую К. Муйарта. Поттер-отец писал главным образом натюрморты «Ванитас», изображавшие черепа, песочные часы и другие предметы, напоминавшие о суете всего земного, а Муйарт был последователем Питера Ластмана и тяготел к итальянизирующему направлению в голландской живописи.
Поттер-младший пошел по собственному пути, хотя итальянские влияния заметны в его творчестве. Свою первую картину Пауль Поттер написал, когда ему было 15 лет (пейзаж 1640 года — раннее из дошедших до нас произведений художника), а уже в 1646 году, то есть через 6 лет, он получил звание мастера и был принят в гильдию художников города Дельфта.
Поттер прожил короткую жизнь и умер молодым. Однако его художественное наследие велико, и созданные им произведения открывают значительную страницу истории голландской живописи.
В отличие от большинства своих предшественников, современников и даже потомков, понимавших природу в ее общемировом космологическом аспекте, Поттер замечал в ней прежде всего самые конкретные вещи: камень, дерево, птицу, животное. Живописца мало интересовали символико-аллегорические истолкования, он лишь хотел максимально приблизиться к окружающей действительности.
Чувственно-материальный характер искусства Поттера сближает его с фламандскими мастерами, натюрморты которых буквально ломились от обилия предметов и их материальной тяжести. Однако по колориту его живопись отличается от фламандской: она проста и лишена эффектов.
Заметить в обыденном поэзию и выразить ее в доступной форме — тут Поттер оставался истинным голландцем и делал это блестяще. Так, в самой знаменитой своей картине «Молодой бык» (1647) Поттер любуется животным, силой его молодого тела и стремится создать монументальный образ (бык изображен в натуральную величину). Однако дробность восприятия натуры остается в явном противоречии с целями, которые ставит себе художник.
Не следует искать в этой картине Поттера какой-либо философской или символической глубины. Ограниченная специфика самого жанра не давала художнику возможности ставить и решать сложные проблемы. Мастер и не стремился к этому. Он видел свою задачу в зоологически достоверном изображении животного.
Несмотря на огромные заслуги Поттера в развитии анималистического жанра, его лучшие произведения относятся к другой области. Это небольшие интимные пейзажи. В них художник пытался разрешить проблему, которая станет одной из ключевых для последующего художественного развития. Это проблема пленэра, то есть передачи средствами живописи воздушной и световой среды. Используя светлую серебристую гамму, Поттер достигает иллюзии прозрачного воздуха и пронизанной светом атмосферы.
Яркий солнечный свет, прозрачные дневные тени — все это было живо в воображении художника, который писал свои пейзажи не с натуры, а в мастерской. Поттер сделал огромный шаг в развитии пленэрной живописи, хотя тематика его пейзажа традиционно классична.
Правда, в отличие от итальянистов Берхема, Бейкелара и других, изображавших природу Италии, Поттер обращается к видам родной Голландии. Его пейзажи освещены холодным серебристым светом северных голландских равнин. В картине «Ферма» он с огромной достоверностью изображает повседневную жизнь голландского крестьянина, поэтизируя его будни. Полон лирического очарования «Пейзаж со стадом у водопоя» (1649), изображающий животных, утоляющих жажду, и купающихся людей, мирно соседствующих друг с другом. Он заставляет зрителя вспомнить легенду о далеком золотом веке, намек на которую имел в то время большой общественный подтекст.
Зрелое творчество Пауля Поттера охватывает 40-е — первую половину 50-х годов и полно отражает картину художественного развития голландского искусства этого периода. И если художнику не всегда удавалось соединить влияние классической Италии с национальными традициями, то уже само его стремление заслуживает похвалы.
Главная же заслуга Поттера — опыты в области пленэра. Ими он внес значительный вклад в процесс освоения живописью реальной воздушной среды. Поэтому художника можно назвать одним из предтечей реализма XIX века.


При цитировании гиперссылка обязательна.