В. Д. ФАЛИЛЕЕВ (1879—1950)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1979 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1978 г.
OCR Artvek.Ru


С именем Вадима Дмитриевича Фалилеева в русской графике связывается прежде всего великолепное развитие всех возможностей цветной и черно-белой гравюры на линолеуме. Одним из первых заинтересовавшись этой техникой, Фалилеев сумел в своих гравюрах убедительно передать красочное богатство природы в ее острых и необычных состояниях: кровавые закаты, величественные радуги, пылающий под солнцем снег и т. д.
Черно-белые гравюры мастера впечатляют лаконичностью и красотой черных пятен, создающих изображение на белом листе бумаги.
Фалилеев родился в Пензенской губернии. Сколько он себя помнил, он всегда что-то рисовал, лепил, резал. Несколько учебных заведений сменил юноша: в Петербурге начал заниматься в Тенишевском училище, затем в киевской Школе живописи, а в 1903 году одним из первых прошел по конкурсу в петербургскую Академию художеств. События 1905 года прервали занятия, и Фалилеев уехал к родным, на Волгу. Здесь, по его собственному признанию, на него сильное впечатление произвели репродукционные гравюры в журналах «Всемирная иллюстрация», «Нива» и др.
Тонкость и филигранность этих гравюр казались Фалилееву недоступными, но работы известного бельгийского графика Валлотона — с их обобщенными пятнами черного и белого — вдохновили его на попытку добиться такого же художественного результата. Фалилеев самозабвенно отдался гравированию. Он начал нарезать доски, приготовленные собственноручно, инструментами, сделанными из сломанной косы. Фалилеев обнаружил в гравировании то соединение художества и ремесла, к которому его тянуло с детства.
Возвратившись в Петербург, он тотчас стал учеником маститого русского гравера В. В. Матэ. В первый же день занятий ученик создал гравюру, которая сделала бы честь и опытному художнику. Это было изображение едущих гуськом лошадей. Фалилеев до конца своих дней сохранял к нему любовь.
В 1908 году художник впервые попадает за границу. Он постигает искусство старых мастеров в Италии, Франции, Германии. Его пристальное внимание привлекают работы старых мастеров гравюры, особенно итальянцев XVI века, создавших великолепные цветные листы с тонко сгармонированными красочными отношениями.
По возвращении художник продолжает занятия в классе В. Матэ. По условиям Академии, художники, кончающие курс в графических мастерских, должны были представить листы, репродуцирующие произведения искусства. Фалилеев, который до тех пор не копировал, вынужден был заняться этим. Представив на академический конкурс репродукционные гравюры произведений Пуссена и Рафаэля, он завоевал право на заграничную командировку.
1911 — 1912 годы Фалилеев проводит в Италии. Там он создает одни из самых значительных своих листов, передающих впечатления от Италии и жизни на Капри («Улица на Капри ночью», «Виноград», «Старые ворота на Капри» и т. д.).
В 1913—1916 годах Фалилеев вместе с семьей жил в деревне. Здесь он снова возвратился к серии, начатой еще в 1909 году. Величавые эпические волжские пейзажи воссоздаются им в офортах и в цветных линогравюрах.
В 1916 году Фалилеев переезжает в Москву. Темами его гравюр, помимо пейзажей, становятся архитектурные достопримечательности. Но не только памятники древности привлекают внимание художника. Он создает своеобразную художественную летопись строительства Казанского вокзала в Москве, возводимого архитектором А. В. Щусевым. Обнаженные конструкции этого здания на офортах и линогравюрах Фалилеева заставляют вспомнить и древние римские постройки и сооружения, запечатленные на листах Пиранези («Башня Казанского вокзала в Москве», «Дебаркадер», «На лесах» и пр.).
После революции Фалилеев с увлечением отдался преподаванию. Художник считал, «что все, что мы собирали из знания, что есть в нас культурного, мы должны отдать тем, кто имеет в этом нужду».
Фалилеев с осени 1918 года был избран профессором графики в Государственные свободные художественные мастерские и в Строгановское училище, в 1920—1921 годах он был деканом графического факультета Вхутемаса. В трудные 20-е годы квартира Фалилеевых в Москве на Якиманке (жена Вадима Дмитриевича также была художницей) являлась своеобразным художественным центром. Не только известных и начинающих графиков, но и живописцев, поэтов, писателей можно было встретить на знаменитых фалилеевских «средах».
В послереволюционные годы Фалилеев начал заниматься литографией, которую он считал наиболее подходящей техникой для широкого распространения в массах настоящих произведений искусства. Литографированные рисунки и портреты Фалилеева отличаются живописностью, мягкостью тональных переходов. К особенным удачам художника можно отнести портрет Ф. М. Достоевского (1921).
Фалилеев создал много работ в так называемой технике силуэта, где изображение создается вырезанным. Силуэтные листы Фалилеева обнаруживают в нем точного и умелого рисовальщика, выразительным пятном-силуэтом умеющего охарактеризовать того или иного человека, живо воссоздать сценку, создать семейный портрет.
В 1924 году Фалилеев уехал из Советского Союза, но до конца своих дней художник сохранял советское гражданство.


При цитировании гиперссылка обязательна.