С. А. Аракелян (1884—1942)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


У многих людей понятие «армянская живопись» вызывает в памяти праздничную красочность картин М. Сарьяна. Но в армянской живописи существовали и существуют и совершенно иные тенденции, есть и другие значительные мастера, творчество которых получило широкое и заслуженное признание. Среди них и Седрак Аракелович Аракелян, своим творчеством во многом способствовавший утверждению современной темы в армянском советском искусстве.
Аракелян родился в Армении, в селе Джагры. В 1904 году он начал учиться в Тифлисской школе живописи и скульптуры Кавказского общества поощрения изящных искусств. Среди его учителей был и крупный мастер армянской реалистической живописи Е. О. Татевосян. В 1908 году Аракелян в Москве. Он — студент Училища живописи, ваяния, зодчества. Молодой армянский художник остался многим обязан своим педагогам, замечательным русским мастерам К. Коровину, А. Архипову, А. Васнецову. Здесь, в Москве, Аракелян начал регулярно показывать свои произведения на выставках. Здесь определились и его вкусы и привязанности в искусстве. Его интересовали искания импрессионистов, он стремился к эмоциональному, непосредственному выражению своих впечатлений от натуры. Но он высоко ставил и психологичность и умение добиться жизненной правдивости, характерные для реалистической живописи XIX столетия.
На выставках Московского товарищества художников, на выставках передвижников Аракелян экспонировал южные пейзажи и бесхитростные жанровые сценки. Художник стремился донести до зрителя живое ощущение красоты природы, показать особый строй и уклад жизни в Армении.
Его произведения были с сочувствием встречены коллегами и критикой, интересовавшейся судьбами реалистического искусства. Жизнь в Москве, бывшей центром самых различных живописных исканий, способствовала быстрому росту мастерства художника. И в то же время надо отметить самостоятельность позиции Аракеляна, не следовавшего эклектически всему, что появлялось на выставках тогда, твердо решившему посвятить свое творчество изображению жизни родного народа.
В годы гражданской войны художник оставляет Москву и возвращается на Кавказ. Он неустанно рисует карикатуры, агитплакаты для «АрмКавроста». После окончания гражданской войны Аракелян выступает как один из активных участников и организаторов художественной жизни Советской Армении. В 1924 году его работы демонстрируются на венецианской Биеннале. Не порывает он и прежних связей с московской художественной жизнью. Среди картин этого периода выделяется полотно «Сушат пшеницу», в котором сочетается точная, почти документальная обрисовка облика и характера героев с поэтичностью отношения к миру.
Аракеляна постоянно привлекало то новое, что быстро входило в жизнь древней земли. Им написана одна из первых картин о социалистическом строительстве в Армении «Артик-Туф» (1930), целый ряд полотен, посвященных коллективизации сельского хозяйства. В живописи Аракеляна оживают острые социальные конфликты. Она нередко становится почти агитационно-плакатной по своей направленности («Долой чадру!», 1930).
Аракелян очень чутко ощущал жизнь природы («Осень в Эривани»), обращался к портрету и все-таки главную свою задачу видел в создании современной тематической картины. Его полотна «Севанские рыбаки» (1935) и особенно «Культуру в горы» (1936) стали заметным явлением в армянской живописи 1930-х годов. В некоторых из его произведений сюжет понимается иногда слишком внешне, как описание и иллюстрация, но лучшие работы привлекают искренностью, оптимистическим восприятием действительности. В конце 1930-х годов Аракелян обращается и к исторической живописи («Бой Давида Сасунского с Мера Меликом», 1937), создает произведения на историко-революционную тему. Последней картиной художника стало полотно «Потопление фашистского транспорта» (1941—1942). Начиная с 1921 года Аракелян преподавал в Ереванском художественном техникуме и многие из известных ныне мастеров армянской живописи считают себя его учениками.


При цитировании гиперссылка обязательна.