П. И. Петровичев (1874—1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Петр Иванович Петровичев относился к числу тех скромных, но талантливых художников, которые жизнь свою посвятили воспеванию красоты русской природы. Он хотел правдиво, искренне рассказать о ее поэтичности, которую сам ощущал всей душой. Для этого художник искал особый, присущий только данному пейзажу цветовой лад и строй. Творчество Петровичева может порой показаться и несколько однообразным — похожие мотивы, пристрастие к определенным цветовым и композиционным решениям, будто случайно «выхваченным» фрагментам природы. Но это впечатление обманчиво.
В его произведениях заложено бесконечное разнообразие чувств, лирических впечатлений, раскрывающихся зрительно не сразу, а в процессе созерцания работы. Петровичев воспринял лучшие традиции русской пейзажной живописи, ведь в Училище живописи, ваяния и зодчества в Москве он занимался у В. Серова и И. Левитана (1892—1903). Левитановские мотивы часто встречаются и в его ранних работах.
Известность пришла к Петровичеву довольно быстро. Вместе с Л. Туржанским, С. Виноградовым, С. Жуковским он регулярно экспонировал свои живописные произведения на выставках Союза русских художников. Мастеров круга Союза русских художников критика сразу же стала называть русскими импрессионистами. Действительно, Петровичев, как и его коллеги, любил живопись импрессионистов, Клода Моне. Но они вовсе не были простыми подражателями французов. Их искусство развивалось иначе, в русле национальной традиции. Петровичеву удалось найти и спои собственные темы, и, главное, свой подход к русской природе. «Последние лучи» (1906), «Золотая осень» (1911) привлекали своей яркой красочностью, открытой эмоциональностью. В «Ледоходе на Волге» (1912) и в «Ростове Великом» (1912) ощущается необычная для художников этого круга монументальность. Петровичев нередко пишет ярко, декоративно, заставляя краски звучать в полную силу, передавать, по выражению Ф. Малявина, натиск восторга.
Не случайно и пристрастие художника к архитектуре. Он прекрасно чувствовал пластику ее форм, их жизнь, видел в архитектуре овеществление народных представлении о прекрасном. Петровичев бил одним из первых русских живописцев, сознательно обращавшихся к архитектуре как духовному богатству народа.
Нередки в наследии художника и небольшие композиции, изображающие всякого рода интерьеры («Интерьер. Кусково», 1926). Здесь в пейзажах Петровичева появляются интонации иного порядка — более камерные. Он любит представить на холсте этот нехитрый уют, обаяние обшей атмосферы дома, «впитавшей» привычки его обитателей.
Творчество Петровичева не испытывало каких-либо серьезных потрясений, в нем не было неожиданных поворотов. Он с любовью писал свои пейзажи, не претендуя на большие открытия. В середине 1950-х годов к произведениям Петровичева обратилась группа московских пейзажистов, к последователям художника можно отнести и пейзажистов города Владимира.


При цитировании гиперссылка обязательна.