Ю. Хелмоньский (1849-1914)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Во второй половине XIX века в польском изобразительном искусстве оформляется значительное реалистическое направление. Оно во многом связано с борьбой за демократические преобразования в Польше, с борьбой против социального угнетения. В этом движении приняло участие несколько крупных мастеров, один из которых Юзеф Хелмоньский.
Хелмоньский был учеником художника-реалиста В. Герсона в Варшаве и посещал Рисовальный класс (1867—1871). Заканчивал он свое художественное образование, как тогда было принято, в Мюнхене, а после этого ряд лет (1875—1887) прожил в Париже. Самые различные традиции определили характер его творчества. Он хорошо знал академическую систему, видел картины Пювис де Шаванна и был свидетелем торжества импрессионизма. Но он твердо придерживался собственной программы — честно рассказывать о современной ему польской действительности. И когда уже опытным, хорошо знакомым с современным искусством мастером он вернулся навсегда в Польшу, то жил в основном не в Варшаве, а в небольшой деревне Куклювке. Не раз художник совершал большие путешествия по Украине, Литве, России. Здесь, как и в Польше, он становился свидетелем многотрудной крестьянской жизни.
Уже одна из ранних картин Хелмоньского «Дело у сельского головы» (1873) привлекает своей социальной значительностью, знанием народной жизни. Показательно и то, что он избирает в качестве сюжета конфликтный момент. Произведение польского художника определенным образом перекликается с остро критической в социальном отношении живописью русских передвижников.
Хелмоньский в своем творчестве рассказал о разных сторонах жизни тогдашнего польского крестьянства. У него есть и вещи документально-этнографического плана, во всяком случае, с точки зрения сегодняшнего зрителя. Но более характерна для него лирическая трактовка темы. Увлекательно, темпераментно написаны его бегущие на зрителя «Тройки», хотя, порой, художник слишком внешне эффектен. Эта эффектность есть и в его полотне, изображающем бегущих от грозы пастушков («Перед бурей», 1896). Но наиболее значительны из работ Хелмоньского те, в которых он стремится к рассказу сложному, метафорическому по своему значению. В «Бабьем лете» (1875) его героиней становится крестьянка, прилегшая отдохнуть на межу в солнечный сентябрьский день, когда просвечивает тонкая осенняя паутина. Крупная, сильная фигура женщины написана энергично. Очень важную роль играет и пейзаж — простор полей, помогающий зрителю «расшифровать» ход размышлений автора. В «Аистах» (1900) мы видим крестьянина, обедающего в поле с сыном и прервавшего трапезу, чтобы проводить взглядом пролетающих птиц. И снова понять чувства героев помогает унылый пейзаж.
Хелмоньский великолепно знал крестьянскую жизнь, понимал, как его герои относятся к миру, понимал, что в этом отношении есть своя поэзия. И вот ее-то он и хотел запечатлеть в своих картинах
. Кроме сюжетных композиций, художник создал ряд лирических пейзажей.


При цитировании гиперссылка обязательна.