Д. В. Горлов (Род. 1899 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Скульптор Дмитрий Владимирович Горлов начал свою творческую деятельность в 1920-е годы. Его можно отнести к разряду тех мастеров-универсалов, которые благодаря высокому профессионализму, пониманию закономерностей образования художественной формы могут успешно работать в самых различных областях изобразительного искусства. И в то же время Горлов и очевидный однолюб. За какую бы работу он ни брался, почти обязательно она была связана тематически с природой, миром животных. И так было почти с начала творческого пути.
Горлов учился во Вхутемасе ,в 1921—1923 годах. Своими учителями он считает замечательного графика Д. С.. Моора и великолепного анималиста, скульптора и тоже графика В. А. Ватагина. Между графикой и скульптурой многие годы и делил свои интересы художник. Как график он делал иллюстрации для книг и журналов (вплоть до 1954 г.). Его графические произведения привлекали ясностью и понятностью, простотой художественного языка, острой наблюдательностью. Но, несмотря на все свои очевидные достоинства, они имели явно меньший резонанс, чем его же произведения в мелкой пластике и монументально-декоративной скульптуре. Графика была, как и у многих, культурна, профессиональна. В пластике более ярко, определенно сказывалось личное, индивидуальное восприятие мира.
В предвоенные годы Горлов активно участвует в монументально-декоративном оформлении Всесоюзной сельскохозяйственной выставки в Москве. В годы войны им создано запоминающееся панно из майолики «Месть», один из интересных образцов сюжетной тематической скульптуры этого времени. В 1944 году Горлова приглашают главным художником на знаменитый Гжельский керамический завод. С 1958 года он был главным художником Дмитровского фарфорового завода. Горлов из материалов декоративной скульптуры предпочитает фарфор. Его фарфоровые фигурки («Рысенок», 1953, «Дикообраз», 1958, «Волчонок», 1962 и многие другие) отличаются почти классической ясностью формы. Художник явно стремится к пластическим обобщениям, сохраняя остроту первого впечатления. Его скульптуры очень цельны, безошибочно найдены по пропорциям. И это действительно в полном смысле скульптура, образное претворение виденного, а не только забавный сувенир. Во многих отношениях мелкая пластика художника может служить образцом творческого понимания задач работы скульптора в этой области. Из монументально-декоративных работ мастера можно отметить рельефы на сюжеты басен Крылова для памятника знаменитому баснописцу в Калинине (1948— 1949), поэтичный рельеф «Лесной заповедник» (1957), ряд настенных керамических рельефов, исполненных в 1960-е годы. Ясный, простой, благородный стиль работ Горлова был воспринят как традиция молодыми мастерами, посвятившими свое творчество мелкой пластике.


При цитировании гиперссылка обязательна.