Ф. Я. Алексеев (между 1753 и 1765—1824 гг.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Во второй половине XVIII века в русской живописи были заложены основы пейзажа как самостоятельного живописного жанра. Этот жанр пришел на смену декоративным видовым гравюрам и панорамам петровской эпохи, а также идиллическим пейзажам-панно середины XVIII века. Виднейшими мастерами изображения природы были в ту пору Семен Щедрин и Михаил Иванов, лучшие работы которых относятся к концу XVIII и началу XIX века. Рядом с ними можно поставить только одного художника-Федора Яковлевича Алексеева, ставшего родоначальником русского городского пейзажа.
Сын сторожа при Академии наук, Алексеев еще мальчиком был отдан на обучение в Академию художеств. Сначала он занимался в классе живописи птиц, зверей, плодов я цветов, а затем был переведен на «ландшафтное художество». Удостоенный Малой серебряной медали за рисунок с натуры и Малой золотой за пейзаж, Алексеев в 1773 году был послан пенсионером Академии в Венецию для совершенствования в театральной живописи. В Венеции пейзажная живопись находилась тогда в состоянии высокого расцвета. Истошную славу венецианцы завоевали своими изображениями городских видов — ведутами. Крупнейшими мастерами ведут были А. Канале и его племянник Б. Беллотто, оба носившие прозвище Каналетто. С большой точностью они изображали виды Венеции и других городов. Но если пейзажи Беллотто, при всей их документальной ценности были обычно сухи и прозаичны, то Канале в лучших своих картинах передавал красочное своеобразие города на лагуне, его воздух, пропитанный влагой и солнцем. Когда Алексеев приехал в Венецию, Канале уже умер, но знакомство с его работами произвело большое впечатление на молодого русского художника. Оставив назначенных ему Академией художеств учителей — третьестепенного итальянского декоратора Д. Моретти, а затем П. Гаспари, Алексеев стал пристально изучать живопись Канале, Беллотто, Веронезе и Тинторетто. В 1776 году он сделал копию с картины Канале «Лестница Академии художеств в Венеции. (Внутренность двора с садом)». В Италии Алексеевым был написан также ряд городских видов и пейзажей («Венеция. Вид набережной Скьяви», 1775; «Морской пейзаж», ок. 1777 г. и др.).
По возвращении в Петербург Алексеев стал работать в мастерской декоратора императорских театров Ф. Градицци, а в 1779— 1786 годах живописцем театрального училища. Одновременно он делал в Эрмитаже копии с картин Канале, Беллотто, Берне и других иностранных мастеров.
В начале 1780-х годов Алексеев пишет свои первые пейзажи Петербурга. Перед нами впервые в русском искусстве предстает не только документально точный, но я высокохудожественный образ города. Проходит десяток лет и живописец создает такие шедевры, как «Вид Петропавловской крепости» (1793), «Вид Дворцовой набережной от Петропавловской крепости» (1794).
В 1795 году Алексеева посылают в Новороссию и Крым, в места, которые посещала Екатерина II во время ее путешествия на юг в 1787 году. Будучи в этих местах, Алексеев пишет с натуры акварельные этюды, которые по живости, свежести и оригинальности всей трактовки изображения следует отнести к одним из лучших достижений русского пейзажа второй половины XVIII века. Позднее на основе этих акварельных этюдов художник создает виды Херсона, Николаева, Бахчисарая. Такой же системы он придерживается, выполняя по заказу Павла I виды на Михайловский замок (1799—1800).
В 1800 году Алексеев вместе со своими подмастерьями А. М. Кунавиным и И. В. Машковым совершил поездку по городам России. За время этой поездки он написал большое количество акварельных этюдов, по которым в дальнейшем создал ряд картин.
Среди этих картин особенно выделялись виды Москвы, передающие национальное своеобразие московской архитектуры («Китайгородская стена», 1800—1802; «Красная площадь в Москве», 1801; «Вид военного госпиталя в Москве», 1801; «Парад в Московском Кремле. Соборная площадь», нач. 1800-х гг.). В 1809— 1812 годах Алексеев снова побывал в Москве («Вид Московского Кремля и Каменного моста», 1809, «Иверские ворота», 1811, и др.), затем в Воронеже и Орле. Позднее он писал преимущественно виды Петербурга. Им создан обобщенный, строгий образ Северной Пальмиры, в котором красота городских ансамблей выступает как воплощение созидательных сил России.
С 1803 года и до конца жизни Алексеев преподавал «перспективную» живопись в Академии художеств.


При цитировании гиперссылка обязательна.