Н. К. Рерих (1874-1947)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Изображенный на картине пейзаж был тревожен, таинствен. На погруженном в ночную тень высоком холмистом берегу виднелись постройки древнего селения, забор из кольев, с надетыми на них черепами, тускло светящийся огонек. В зеленоватом небе ярко выступал из-за холма серп месяца. По реке в самодельном челне плыли два старца. Чувствовалось, что спешат они с недобрыми вестями.
Картина называлась «Гонец. Восстал род на род>. Когда она появилась на выставке, то сразу же привлекла к себе всеобщее внимание. Третьяков приобрел ее для своей галереи.
Автором картины был молодой художник, воспитанник петербургской Академии художеств, Николай Константинович Рерих. Эта картина явилась его дипломной работой и первым произведением в задуманной сюите «Славяне. Начало Руси», из которой кроме «Гонца», написанного в 1897 году, он выполнил «Сходятся старцы» (1898), «Поход» (1899), «Зловещие» (1901), «Заморские гости» (1901), «Город строят» (1902).
В Академии художеств непосредственным наставником Рериха был замечательный пейзажист А. Куинджи. Большую роль в развитии и формировании дарования Рериха сыграли И. Репин и В. Стасов. Темы исторического прошлого Родины привлекли Рериха с первых же лет пребывания в Академии. Именно тогда им была задумана серия «Славяне. Начало Руси».
Рерих страстно изучал все, что имело отношение к излюбленной им старине. Он даже сам принимал участие в раскопках курганов. Однако в своих картинах избегал акцентировать внимание на конкретных археологических деталях. Археология являлась лишь подспорьем для его поэтической фантазии. Полотна Рериха отличались подчеркнутой декоративностью. В некоторых из них явно проступали черты стилизации, символики, иррационализма.
В 1900—1901 годах Рерих, живя в Париже, занимался в студии Ф. Кормона. Вернувшись в Россию, он примкнул к мирискусникам, стал активно работать в Обществе поощрения художеств, исполняя должность секретаря Общества, а затем директора его Рисовальной школы.
Рерих много путешествовал. Увлекаясь народными преданиями, песнями, древнерусским зодчеством, художник в 1903—1904 годах совершил ряд поездок по областям и городам России, прославленным своими памятниками древнерусского искусства и изделиями народных мастеров. Из этих поездок он привез около девяноста картин, изображающих Углич, Ростов Великий, Смоленск, Псков, Москву и другие города России. Интересовала Рериха и готика Риги и скандинавский эпос.
Особенно полно своеобразие живописной манеры художника проявилось в картинах «Бой» (1906), «Песнь о викинге» (1907), «Триумф викинга» (1909), «Варяжское море» (1910), «Три радости» (1906).
Острота социальных конфликтов предреволюционных лет отразилась в цикле символических картин Рериха: «Меч мужества» (1912), «Крик Змея» (1913), «Град обреченный» (1914).
Замечательным явлением предоктябрьского «периода творчества Рериха были его театральные работы. Как художник-декоратор он впервые показал себя в 1907 году, оформив мистерию «Три волхва» в петербургском Старинном театре. Увлечение древнерусской стариной, монументальными формами русской архитектуры проявились у Рериха в красочных эскизах декорации к опере Бородина «Князь Игорь» для «Русского сезона» в Париже. Особенное впечатление производила оформленная им сцена «Половецкие пляски», где жарко полыхали оранжево-красные и огненные тона К числу лучших работ Рериха следует также отнести оформление «Снегурочки» А. Островского (1912, Русский театр, Петербург), «Пер Гюнта» Г. Ибсена (1912, МХТ) и особенно балета «Весна священная» И. Стравинского (1913, антреприза С. Дягилева, Париж). Известны его декорации к «Валькириям», и музыкальной драме «Тристан и Изольда» Р. Вагнера (1912, неосуществленная постановка).
Великая Октябрьская социалистическая революция застала Рериха в Финляндии. Началась его жизнь вне родины. В 1920 году художник совершил выставочное турне по США и поселился там на некоторое время. В 1923 году Рерих осуществляет свою давнишнюю мечту: организует экспедицию в Индию и Центральную Азию. В его искусство входят совершенно новые темы и образы: природа Гималаев, Тибета, местные предания и легенды.
Здесь, в Индии, в долине Клу, он работает над живописными полотнами. Так же, как и в картинах на темы из истории Древней Руси, Рерих стремится раскрыть характер страны, в которой живет. Его композиции и пейзажи овеяны поэзией древних мифов и сказаний, их одушевляют философские представления мудрецов Востока, в которых, по глубокому убеждению Рериха, воплотились этические представления народа, его мудрость, его мечты («Майтрея-Победитель», 1925; «Приказ Ригден Джапо», 1926).
Никогда не оставлял художник тем и образов родной страны. Свидетельство тому — картины «Александр Невский» (1941), «Поход Игоря» (1942), «Настасья Микулична» (1943).
Рерих был инициатором международного движения в защиту памятников культуры. Еще в годы первой мировой войны он поднял свой голос против уничтожения художественных ценностей, напоминая об этом в символически-архаических формах таких картин, как «Зарево», «Дела человеческие».
В 1947 году Рерих решил покинуть Индию и стал готовиться к возвращению на Родину. Но болезнь помешала осуществлению этого замысла. Умирая, художник завещал свои произведения советскому народу.


При цитировании гиперссылка обязательна.