Д. П. Шварц (1899—1961)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Творчество Дмитрия Петровича Шварца из тех явлений искусства, которые, казалось бы, звучат весьма скромно при жизни художника. Но, оглядываясь назад, сравнивая со сделанным другими мастерами, начинаешь осознавать значительность его произведений, оцениваешь важность его вклада в развитие советской скульптуры. За последние годы возникло много совершенно новых стилистических устремлений, но о Шварце и сейчас говорят, как о современном скульпторе, подчеркивая глубину его чувств, тонкое понимание пластики.
Юность скульптора прошла в Средней Азии. В Ташкенте он брал уроки у местного художника К. Дано (1915-1917). Здесь же учился в местном художественном училище (1918—1922). В те далекие послереволюционные годы Ташкент был одним из центров борьбы за новое в искусстве. Художники хотели соединить давние традиции Востока с современным пониманием искусства.
После окончания училища Шварц едет в Москву и поступает на скульптурный факультет Вхутемаса. Ему повезло с профессорами. Здесь занятия вели И. Ефимов и И. Чайков, скульпторы во многом противоположные по своим творческим установкам. Но Шварцу привили во Вхутемасе любовь к точной содержательной форме.
Творчество Шварца удивляет редкостной для того времени ровностью. Он был уверен в правильности избранного пути. Художник ставил перед собой задачи разного рода. Но больше всего сил он отдал работе над портретами. Его портреты таят в себе тончайшие оттенки чувств. Его портрет может восприниматься как проникновенное лирическое произведение (портрет сына, 1933) и как пластическое обобщение, своего рода проект памятника. Портреты Шварца требуют сосредоточенного внимания. Они рассчитаны на доверительную беседу со зрителем. При всей внешней строгости формы мы ощущаем ее живую пластичность, естественность.
Среди моделей Шварца — люди самых разных социальных слоев нашего общества. К числу интереснейших образцов скульптурного портрета военных лет относится исполненное им изображение дважды Героя Советского Союза В. М. Голубева (1944). Если портрет поэта С. М. Городецкого (1946) отличается особой задушевностью, камерностью, то в бюстах академиков А. М. Бутлерова и И. А. Каблукова (оба — 1954) скульптор пытается создать как бы идеальный образ. В изображении Героя Социалистического Труда К. А. Борина мы видим попытку по-новому подойти к традициям народного портрета. На некоторые работы Шварца наложили отпечаток отрицательные тенденции развития скульптуры 1940-х— 1950-х годов: стремление к внешней представительности, ложный пафос, но в целом они были ему внутренне чужды. Как скульптор-монументалист Шварц вдумчиво работал над ленинской темой. Он автор памятников вождю в польском городке Поронино (1950) и в Новгороде (1956).
Как профессор художественного института имени Сурикова в Москве Шварц пользовался большим уважением молодых скульпторов.


При цитировании гиперссылка обязательна.