А. Эдельфельт (1854-1905)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Восьмидесятыми-девяностыми годами прошлого столетия датируется первый расцвет национальной школы живописи в Финляндии. Русские художники, как и вся передовая интеллигенция России, приветствовали появление целой плеяды талантливых финских мастеров. О них с восторгом отзывался Горький. В 1898 году в Петербурге состоялась совместная выставка финских и молодых русских художников. Репродукции с картин финских живописцев были помещены в одном из первых выпусков журнала «Мир искусства». Среди них выли и репродукции произведений Альберта Эдельфельта, который своим творчеством во многом способствовал популярности и авторитету финского изобразительного искусства на рубеже прошлого и нашего веков. Он первым из своих коллег достиг европейской известности.
Эдельфельт — швед по национальности, но вся судьба его, все его устремления были прочно связаны с Финляндией, с борьбой за утверждение национальной финской художественной культуры. Родом он был из Нюландской губернии, где издавна обосновались выходцы из Швеции. Эдельфельт учился сначала в Гельсингфорсе (так тогда назывались Хельсинки), а позже, в 1873—1874 годах — в Бельгии, в Антверпенской Академии художеств. Как и многие из начинающих художников того времени, он мечтал о карьере исторического живописца. Только исторический жанр и казался достойным, по его мнению, истинного художника. Утверждению в этом мнении способствовала и работа в мастерской Ж. Л. Жерома в Париже, прививавшего своим ученикам любовь к «красивым», эффектным композициям в духе салонной исторической и мифологической живописи. Но, конечно, годы обучения в Бельгии и во Франции были и временем знакомства со старыми мастерами. Тогда же Эдельфельт впервые познакомился и с принципами живописи на открытом воздухе, увидел картины Бастьена-Лепажа, впоследствии оказавшие влияние на формирование его собственной художественной манеры.
Но по приезде в Финляндию Эдельфельт выступил, прежде всего, в качестве исторического живописца. Его огромные полотна «Шведская королева Бланка Намурская поет своему маленькому сыну балладу» и «Шведский король Карл оскорбляет труп своего врага штатгальтера Флемминга в 1537 году» (1878) ныне невозможно понять без подробного исторического комментария. Решение, предложенное Художником, носит еще чисто иллюстративный характер, а сама сцена воспринимается как театрализованный исторический маскарад.
Славу Эдельфельту принесли иные произведения, связанные с будничной жизнью современной ему Финляндии. Они подчеркнуто, сдержанны, суровы, нередко драматичны по своим чувствам. Художник изображает жизнь простых людей с сочувствием и искренней любовью, так характерными для лучших представителей критического реализма прошлого века («Прачки», 1893). Его интересуют и бесхитростные жанровые мотивы («Играющие мальчики», 1884), и трагические коллизии («Похороны в Финляндии», 1879). Во многих своих произведениях он раскрывает силу духа, красоту людей из народа. В таких работах чувствуется подлинная монументальность, ощущается героическое и часто романтическое начала. Действительно, если мы вглядимся в героев его полотна «Рыбаки с дальних островов» (1887), в «Баб из Руокалхти» (1887) или в «Сказительницу Параске», то эти качества определяют внутренний строй работ. При всей влюбленности в неповторимость натуры у Эдельфельта редкое для своей эпохи умение обобщать, создавать образы собирательные, широкого звучания. Жизнь финских рыбаков и крестьян, которую он досконально изучил, стала восприниматься в его интерпретации как героический эпос о суровом и сильном народе, и именно такой она привлекала к себе внимание в других странах.
Эдельфельта-портретиста отличает большая точность. Зритель вслед за художником внимательно вглядывается в облик портретируемого, вслед за художником как бы анализирует его характер. Наиболее известные из его работ в этом жанре — портреты матери (1883), Л. Пастера (1885), певицы А. Акте (1901).
Картины Эдельфельта строятся композиционно очень ясно, на контрасте четких, объемных фигур и воздушной атмосферы, пронизанной серо-серебристым холодным светом. Этот особый северный воздух нередко придает им оттенок щемящей грусти. В последние годы жизни, движимый стремлением сохранять для потомков знания о прошлом народа, художник возвращается к исторической тематике, но уже на иной основе. Он создает вариации на сюжеты исторических повестей Рунеберга, а для актового зала университета в Хельсинки исполняет монументальную роспись «Торжество открытия университета в Або (Турку)» (1904) — в Турку был открыт первый в Финляндии университет. По своей стилистике эти произведения мастера перекликаются отчасти с искусством модерна. Эдельфельт с 1886 года был академиком петербургской Академии художеств. Он очень высоко оценивал успехи русского искусства. В русской критике его картины из народной жизни нередко сравнивали с социальным творчеством передвижников.


При цитировании гиперссылка обязательна.