Пинтуриккио (Ок. 1454-1513 гг.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


В эпоху раннего Возрождения (первая половина XV века) Умбрия не дала Италии великих живописцев. В это время расцветало искусство Флоренции, и основы итальянского Ренессанса были заложены в основном флорентийскими мастерами. Родоначальником умбрийской школы, сложившейся во второй половине XV века, был Пьеро дел л а Франческа. Он заимствовал у флорентийцев все лучшее, что ими было достигнуто. После этого связь художников Флоренции и Умбрии стала традиционной.
В 80-е годы XV века на художественную арену выступают такие умбрийские живописцы, как Перуджино и Пинтуриккио. Великое мастерство в передаче архитектурного и пейзажного пространства, тонкое лирическое чувствование и понимание природы— вот основные черты умбрийского стиля. Недаром Рафаэль, один из величайших поэтов линии и мастеров иллюзорного изображения пространства, принадлежал к умбрийской школе.
Бернардино ди Бетто ди Бьяджо, он же Пинтуриккио, родился в Перудже. В возрасте 32 лет он помогал своему соотечественнику живописцу Перуджино в работе над фресками Сикстинской капеллы в Ватикане, а чуть позже стал выполнять уже самостоятельные работы. Благодаря покровительству папы Александра VI и его сына Чезаро Борджиа Пинтуриккио получил заказ на исполнение фресок в Ватиканском дворце. Мрачный и тяжеловесный средневековый интерьер дворца наложил свой отпечаток на фрески Пинтуриккио. Но есть и другие причины, объясняющие появление в этих фресках несвойственных произведениям Пинтуриккио утяжеленных пропорций, мрачности и тусклости цвета. Возможно, художник пытался имитировать древние римские росписи, открытые в это время в термах Тита в Риме. Многие в то время увлеклись этим открытием. Пинтуриккио специально придал своим росписям тяжеловесный характер и затемнил их колорит. Сама роспись очень декоративна: в нее включена даже мозаика, а в некоторых местах и лепнина, выделяющая архитектурные детали. Такая любовь к материалу роднит Пинтуриккио со средневековыми мастерами, а декоративизм — с традицией шпалерных мастеров. Но Пинтуриккио не всегда придерживался средневековых традиций. Во фресках, украшающих библиотеку при сиенском соборе, перед нами предстает сугубо ренессансная система росписи. Каждая фреска окаймлена иллюзорной, имитирующей архитектурную, аркой, за которой открывается пейзаж с уходящими за горизонт голубыми далями, подробно выписанными деревьями и архитектурой. На переднем плане разворачивается действие. Костяк композиции составляет архитектура, которая определяет расположение каждой фигуры, каждой детали. Строгость и ясность классической архитектуры сдерживает динамику фигур и некоторую фантастичность пейзажа, уравновешивает отдельные части композиции.
Сочетание, казалось бы, несовместимых ренессансных и средневековых черт в искусстве одного и того же художника в XV веке встречалось очень часто. Редкий художник мог преодолеть силу средневековых традиций, а если и делал это, то только в какой-нибудь одной области искусства, как, например, Пинтуриккио в портрете. Именно здесь проявился лиризм художника, способность передавать тонкие чувства и переживания, интерес к нравственному облику человека.
Широко известен его портрет мальчика (1480-е годы, Дрезденская галерея). Это один из первых лирических портретов в искусстве итальянского Возрождения. Перед нами юноша в простой городской одежде. В его детском лице и задумчивом взгляде, устремленном на зрителя, есть, и оттенки некоторой грусти, есть и нежность, есть даже и недоверие. Но в целом прелестный образ юноши близок зрителю своей открытостью и простотой.


При цитировании гиперссылка обязательна.