Г. Гольбейн старший (ок. 1465—1524)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Начало XVI — время пробуждения немецкого искусства и освобождения его от средневековых канонов и догм. В это время в немецких деревнях усиливается борьба крестьян с князьями, поднимаются крестьянские восстания.
Все это сопровождается борьбой мировоззрений, религиозными распрями католиков и протестантов. Как ни в одной другой западноевропейской стране, искусство в Германии оказывается втянутым в водоворот политической и духовной борьбы.
В XVI веке в таких городах, как Нюрнберг и Аугсбург, закладываются основы немецкого Возрождения. Сами города, их дома с остроконечными кровлями и тесные улочки еще сохраняют свой средневековый облик. Но в убранстве зданий все чаще проскальзывают классические мотивы: рельефы с мифологическими персонажами в интерьерах, элементы ордера в алтарях церквей и многое другое. Смешение старых традиций с новыми исканиями сказывается в искусстве различных художников, в частности, в творчестве Ганса Гольбейна Старшего. Мастер переходного времени, Гольбейн работал сначала в стиле поздней готики. В некоторых его работах встречается даже золотой фон, что в то время было уже совершенным анахронизмом. В ранних работах художника можно обнаружить влияние нидерландских мастеров, например, Рогира ван дер Вейдена. Но условность живописного языка нидерландских художников XV века мешала выражению современных мыслей; нужны были другие художественные формы.
Под сильным влиянием живописи итальянского Возрождения (а может быть, и под влиянием некоторых немецких мастеров, в частности, Дюрера) Ганс Гольбейн в начале XVI века перешел на иные художественные позиции. Он целиком отверг готический художественный язык и обратился к ренессансным приемам. Итальянско-классические орнаменты заменили готические, усилилась пластичность в изображении фигур, образы индивидуализировались, стали простыми и ясными, а в целом картины его приобрели большую цельность и гармоничность. Одно из лучших поздних произведений Ганса Гольбейна— алтарь Святого Себастьяна — принадлежит целиком искусству Высокого Возрождения.
Сила реалистического искусства Гольбейна нашла особенно яркое проявление в его карандашных портретах. Портрет сыновей Амброзиуса и Ганса, будущего великого живописца Ганса Гольбейна Младшего (1511, серебряный карандаш) поражает своей правдивостью, свободной графической манерой и как бы предвосхищает немецкую графику Высокого Возрождения. Острая наблюдательность и даже некоторая сатирическая направленность других рисунков художника стали, возможно, одной из причин его разрыва с богатым бюргерством Аугсбурга. Тяжелая жизнь и нужда заставили художника покинуть этот город и переехать в Изенгейм, где он и умер несколько лет спустя.


При цитировании гиперссылка обязательна.