И. Е. Репин (1844—1930)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Вершиной развития реалистического искусства в России 70-х— 80-х годов XIX века явилось творчество Ильи Ефимовича Репина. Он вошел в историю мировой художественной культуры, как величайший русский художник-демократ и новатор, чей талант был направлен на отражение народной жизни в новых образах и формах.
Репин родился на Украине, в Чугуеве, в семье военного поселенца; с детства начал рисовать. Заработав немного денег писанием икон, Репин приехал в Петербург, где стал учиться в Рисовальной школе Общества поощрения художеств (у Р. К. Жуковского и И. Н. Крамского) и в Академии художеств. Подлинным своим учителем Репин считал Крамского, который направлял его внимание на изучение жизни.
Уже в своей дипломной работе «Воскрешение дочери Иаира» (1871) Репин наполнил евангельский сюжет жизненным содержанием. За эту картину молодой художник получил Большую золотую медаль и право поездки за границу за счет Академии. В 1873—1876 годах он жил в качестве пенсионера Академии в Италии и Франции. В 1877 году молодой художник возвратился в родной Чугуев, затем жил в Москве и Петербурге (с 1882), а с 1900 — в Куоккала, в своем имении «Пенаты».
Первую славу Репину принесло полотно «Бурлаки на Волге» (1870—1873). Никому не ведомый доселе художник, юноша, едва сошедший с академической скамьи, представил на суд публики картину новую и по трактовке народной темы и по художественному языку, картину драматическую по самой сути своей, поражающую жизненностью запечатленных в ней типов и характеров. Основу идейного содержания этой картины составляло обличение варварской эксплуатации народа и утверждение скрытой в нем силы. А по исполнению, колориту и блестящему освещению «Бурлаки» единодушно признавались «солнечной картиной». Изображение труда, тяжкого, изнурительного, было полно значительности, социальной конкретности и широкого исторического обобщения.
Народная тема стала главной в творчестве Репина. Крестьянская Россия в своих острейших противоречиях предстала в его картине «Крестный ход в Курской губернии» (1880—1883). Эту картину называли энциклопедией пореформенной русской жизни. Исполнение ее удивительно. Прямо на зрителя плывет, именно плывет, движется, людской поток. Дорожная пыль висит в раскаленном воздухе. Участников процессии оцепили конвойные урядники, сотские, нагайками отгоняющие бедняков. Никакого благолепия, религиозного экстаза. Репин негодовал, повествуя о бедности я забитости народа, о его зачастую иллюзорных чаяниях и о «хозяевах жизни», чванливых, наглых, жестоких. «Крестный ход» насыщен социальным ядом, не дававшим автору покоя и ставшим на долгое время главным стержнем его творчества», — справедливо писал И. Э. Грабарь.
Социальная направленность творчества привела Репина к созданию картин, посвященных теме революционной борьбы: «Под конвоем» (1876), «Арест пропагандиста» (1878—1892), «Сходка» (1883), «Отказ от исповеди» (1879—1885), «Не ждали» (1884). Картина «Не ждали» — своего рода кульминационный пункт творческого развития Репина. Художник изобразил возвращение ссыльного революционера в родную семью. Безмолвно красноречива каждая подробность этого полотна: выражение лиц, взгляды, позы, жесты и даже такие детали, как висящие на стене портреты Шевченко и Некрасова, характеризующие духовные интересы семьи. «Не ждали» было центральным произведением в живописном цикле Репина, посвященном революционерам. Мировая живопись еще не знала примера изображения художником современной ему революционной борьбы с такой глубиной и образной силой. Передовая русская общественность приветствовала появление картины, восхищалась смелостью Репина, избравшего своим героем «политического преступника». Но это полотно, проникнутое «горячностью светлого чувства», тогда, же сделалось ненавистным до бешенства для реакционеров всех мастей.
Обращаясь к русской истории, Репин в 1879 году пишет свою знаменитую картину «Царевна Софья». В историческом прошлом художника привлекали всегда остродраматические сюжеты, сильные натуры, переломные моменты эпох. Страсть, властолюбие, яростный гнев, иссушающее душу сознание собственного бессилия, трагическое их переплетение стремился передать художник в образе царевны Софьи, самодержавной правительницы, низверженной и всеми оставленной после подавления вдохновленного ею заговора стрельцов.
Спустя несколько лет Репин еще раз в картине «Иван Грозный и сын его Иван» (1885) отдал дань истории самодержавного правления на Руси, полной кровавых драм, всяческих преступлений. Картина воспринималась современниками как протест против деспотизма самодержавия. По приказу обер-прокурора святейшего синода Победоносцева ее запретили показывать публике. Жизнеутверждающий, народный характер репинского творчества ярко проявился в картине «Запорожцы пишут письмо турецкому султану» (1878—1891). Здесь художник раскрыл красоту людей, которыми, по его словам, «все делается даровито, энергично и имеет общее широкое гражданское значение».
Репин оставил огромное портретное наследие. Это портреты крестьян («Мужичок из робких» и «Мужик с дурным глазом», оба 1877), знаменитый «Протодиакон» (1877) — олицетворение грубой плотоядной силы. Удивительны по богатству образов портреты представителей передовой демократической интеллигенции: А. Ф. Писемского (1880), М. П. Мусоргского (1881), Н. И. Пирогова (188.1), В. В. Стасова (1883), П. А. Стрепетовой (1882), В. М. Гаршина (1884), Л. Н. Толстого (1887) и других. В 1901—1903 годах Репин совместно с Б. М. Кустодиевым и И. С. Куликовым пишет грандиозный групповой портрет «Торжественное заседание Государственного совета».
Исключительно интересны и многообразны графические работы Репина. Среди них особенно выделяются выполненные углем на полотне портреты итальянской драматической актрисы .Элеоноры Дузе (1891), В. А. Серова (1901), И. С. Остроухова (1913).
Репин прожил долгую жизнь. В последние десятилетия, живя в Финляндии, художник создавал произведения, зачастую отмеченные чертами символизма и мистики. Однако это не умаляет важного вклада, сделанного Репиным в развитие мирового искусства.


При цитировании гиперссылка обязательна.