Ж.-Б.С. Шарден (1699-1779)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Во французской художественной культуре XVIII столетия искусство Жана-Батиста-Симеона Шардена противостоит модному тогда изысканно-манерному стилю рококо. Оно далеко также и от патетики, риторики пришедшего ему на смену классицизма. Шарден - словно принял эстафету творчества братьев Ленен, так же, как Ф. Милле, Г. Курбе, окажутся достойными его таланта преемниками уже в XIX веке. Такова была линия исторического развития реализма во французской живописи.
Учителями Шардена были Ноэль Никола Куапель, Пьер Жак Каз, писавший религиозные композиции, и Жан Батист Ванлоо, довольно удачливый декоративный живописец. Но Шардена не увлекали, ни мифология, ни библейские сюжеты, ни эффекты декоративной живописи. Довольно быстро определились его склонности к бытовому жанру, то есть по понятиям, бытовавшим тогда в художественной среде, искусству явно второстепенному, и к натюрморту. В 1728 году Шарден, исполнивший полотна «Буфет» и «Игра в скат», был принят в Академию. Основанием, таким образом, послужило изображение вещей и картина бытового жанра. Существовавшие в академических табелях о рангах деления как-то, не очень подходили к такого рода произведениям. Пришлось специально для нового академика придумывать звание «живописец цветов, плодов и художник сюжетов»...
Творчество мастера воспринимается сегодня очень цельно. Чрезвычайно быстро Шарден от внешней занимательности, иллюстративности переходит к вещам подлинно поэтическим, согретым теплом человеческих чувств. Но в творчестве художника тоже была своя эволюция, внутреннее развитие. В 1730-е-1740-е годы (период, когда картины художника пользовались наибольшим успехом у современников) жанровые композиции, пожалуй, преобладают над натюрмортами. В эти годы формируется окончательно его система живописи. В картинах Шардена нет резких переходов от света к тени. Художник объединяет все единым серо-серебристым тоном, сложными цветовыми рефлексами, «паутиной» валерных оттенков. В 1750-е-1760-е годы его живопись становится еще более ясной, определенной, простой и одновременно более эмоциональной, предельно естественной и мудрой. Не случайно, что в последнее десятилетие жизни художник все чаще обращался к портрету.
Как жанровый живописец Шарден подчеркнуто, прост, интимен. В этой простоте есть новое отношение к жизни, типичное для третьего сословия. Шарден писал нехитрые сценки домашней жизни, как бы противопоставляя их внешнему блеску быта аристократии и находя их прелесть в скромности, теплоте. При том Шарден категорически отрицает умилительную сентиментальность, слезливость. Он пишет строго и сдержанно. Сюжет в его картинах не играет первенствующей роли, не заслоняет красоту живописи. Зритель находит в художнике доверчивого, задушевного собеседника. Художник открывает ему как поэтична эта будничная, непритязательная жизнь.
Шарден запечатлел в своих картинах прачек, экономок, кухарок, сценки повседневной жизни — уроки вышивания, молитву перед обедом, девушку, читающую письмо, девушку, запечатывающую письмо, гувернантку с детьми — весь этот «клубок» домашнего мира. Современник Ж.-Ж. Руссо Шарден чужд назидательного морализаторства. Его нравоучения мысли, неназойливы. Нередко художник пишет сценки этой семейной жизни так, будто застал кого-то врасплох, увидел все невзначай, в не парадном виде. Такой прием прежде использовался в голландской живописи, но у Шардена он доведен до совершенства. В бытовых жанрах художник проводит те же принципы работы, что и в натюрморте и портрете: окружающая среда становится как бы выражением характера человека («Прачка»). Натюрморты Шардена — одно из высших достижений мировой живописи. В них вещи становятся настоящими героями («Медный бак», 1733, «Натюрморт с кроликом», «Атрибуты искусств», 1776). Рациональность, композиционная точность сплавлены здесь воедино с эмоциональностью. Вещи шарденовских натюрмортов обладают своим характером, они значительны, своеобразны и как бы несут на себе груз человеческих привычек и взаимоотношений.
Портреты Шардена позднего периода восхищают своей глубиной, умением простыми живописными средствами передать сложность человеческих чувств («Портрет жены», 1775). При всей точности и верности портретной характеристики в них есть свойства собирательных образов, это портреты, рассказывающие об определенном типе людей...


При цитировании гиперссылка обязательна.      Купить станок для вышивания по доступным ценам.