А. Гудайтис (Род. 1904 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Вот уже почти три десятилетия Антанас Гудайтис — профессор Вильнюсского художественного института. Не одно поколение литовских живописцев сложилось под непосредственным влиянием его искусства, унаследовав от учителя любовь к сложным цветовым решениям, силе и мощи выражения эмоций, к поэтике народного творчества.
С ранних лет Антанасу Гудайтису пришлось зарабатывать на хлеб. Его отец, участник революционных событий 1905 года, вынужден был эмигрировать в Америку. После окончания средней школы и недолгих занятий в семинарии в его родном городе Шяуляй, Гудайтис уехал в Каунас, где поступил в художественную школу. Его учителями были К. Склериос, В. Гиджекас, Ю. Веножинокас. Одновременно будущим художник изучал литературу в университете. Решающую роль в становлении живописца сыграла поездка в Париж, где он занимался в Школе декоративных искусств у Андре Лота. В ранних работах молодого литовского художника влияние учителя весьма заметно. Картины Гудайтиса, написанные им в то время «Мать с ребенком» и «Музыка», экспонировались в парижском Салоне независимых. Побывал Гудайтис и в Италии.
Большой успех принесло художнику его участие в конкурсе на оформление интерьера Питебургского университета (Соединенные Штаты Америки). В своих эскизах Гудайтис использовал мотивы литовского народного фольклора. Победа досталась ему.
Глубокое знакомство с современным французским искусством помогло Гудайтису острее почувствовать своеобразие художественного наследия народа, родило стремление искать свой непроторенный путь в искусстве. По возвращении на родину он принял активное участие в деятельности группы «Аре» (Искусство), в организации ее первой выставки в 1932 году. Программа этой группы была близка Гудайтису. Мастера «руга «Аре» выступали против провинциальной ограниченности, стремясь к синтезу современных достижений в области формы с традициями народного творчества, национального понимания красоты.
Монументалист по образованию, Гудайтис не имел практической возможности заниматься фресковой живописью. Но в его рисунках («В саду», 1937, рисунок для фрески, 1930) чувствуется мощь простых форм, пластическая ясность, тяга к обобщению. С его монументальным даром, очевидно, связана и работа художника над триптихами («Декоративный триптих», 1937). Гудайтис один из первых обращается к этой форме. Она давала ему возможность эпического рассказа о жизни, близкого по строю монументальному творчеству.
В творчестве Гудайтиса, очень многогранном, можно выделить две варьирующиеся темы — люди Литвы и красота ее природы. Его герои — рыбаки и простые крестьяне, народный умелец, вырезающий деревянные ложки, крестьянка, устало сложившая натруженные руки. Пишет он широко, свободно, лепит фигуры цветом интенсивным и звучным, чтобы выразить свое активное отношение к жизни. Он чужд дробности, излишней детализации, привлекают цельность и простота его образов. Это обобщенные народные типы. Гудайтис — художник мажорный, энергичный, при том, что он выбирал и темы драматические («Семейство», 1936) и что нередко его работы, изображавшие тяжелый труд, были резко критическими по отношению к существовавшему в Литве тогда социальному строю. Гудайтис пишет литовские деревни, («В полдень», 1947) рыбацкие поселки, порты. Отдельную серию составляют его произведения о Вильнюсе. Можно сказать, что с пейзажами Гудайтиса во многом было связано становление школы литовского пейзажа.
Его интерес к человеку сказался не только в создании обобщенных типических образов в его картинах, но и в любви к портрету. Он писал портреты колхозников, создал галерею портретов деятелей литовской культуры (портреты П. Цвирки, 1934; П. Вайчунаса, 1943; А. Сургайлиса, 1961). Нередко он портрет решает как картину.
Обращался Гудайтис и к темам историческим и создал представительные монументальные полотна «Раздел земли в 1940 году» (1955); «Крестьянское восстание 1863 года в Литве» (1963). Сегодня произведения Гудайтиса по-прежнему привлекают яркостью чувств, темпераментом, красотой колорита. Он чужд обыденности, будничности в искусстве. Любое явление жизни становится в его претворении фактом искусства, явлением поэтическим.


При цитировании гиперссылка обязательна.