Г. Мунте (1849—1929)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Герхард Мунте был в числе тех художников прошлого столетия, с именем которых связано само становление самостоятельной школы живописи в Норвегии, нашедшее блестящее завершение в творчестве его младшего современника Э. Мунка. Главной темой своей творческой жизни Мунте сознательно избрал жизнь народа Норвегии, ее природу.
Мунте получил довольно разностороннее художественное образование. Как и большинство его сверстников, поначалу он учился на родине, в Осло (1870—1874) у Ю.-С. Эккерсберга, а затем отправился в Дюссельдорф, где изучал пейзаж и жанровую живопись. Позже (в 1877—1882 годах) он работал в мастерских Мюнхена, а затем последовал в Париж, где в это время уже начинали завоевывать постепенно признание импрессионисты. Таким образом, Мунте оказался осведомлен о самых разнообразных устремлениях современного ему изобразительного искусства. Но это знание отнюдь не привело его к эклектическому смешению различных приемов <и принципов. Написанные им по возвращении в Норвегию полотна «Вечер в Эгедале» (1888) и «Весна» (1889) говорят о самостоятельности его художественного видения мира.
Мунте пишет просто, свободно, стремясь передать ощущение световоздушной среды, особой прозрачности воздуха в «Весне». Но главное для него — передать поэтическую атмосферу жизни. Эта задача по-своему ставится им и в картинах жанровых, посвященных быту норвежских крестьян. Скромная, непритязательная живопись Мунте привлекала своей правдивостью, любовью к простым людям.
Эволюция творчества Мунте отразила общую эволюцию норвежского и, более того, северноевропейского искусства на рубеже прошлого и нашего века. В его работах все более очевидными становятся устремления декоративного плана, усиливается романтическое начало. В цикле иллюстраций к «Книге королей» Снори Стурласона (1896—1899) он обращается к историческому прошлому Норвегии, предлагая читателю ясные, полные живого ощущения и динамики изобразительные комментарии. По своей стилистике (подчеркивание декоративно-линейного каркаса рисунка) его гравюры на дереве перекликаются с графикой раннего европейского модерна.
Показательным для художественных воззрений эпохи можно считать и обращение мастера к декоративно-прикладному искусству, комплексный, синтетический подход к проблемам оформления интерьера. Здесь Мунте весьма органично использует сюжеты из национальной истории, характерные мотивы народного орнамента, поэтому созданные им интерьеры по своему стилю очень показательные образцы северного модерна. Из его работ в этой сфере художественной деятельности особую известность приобрели оформленный по его проекту музей прикладного искусства в Осло (1903), росписи и решение интерьера дома консула А. Хейберга в Нумедале (ок. 1900 г.), оформление Хоконсхаллена в Беогене (1910—1916, не сохранилось) и др.


При цитировании гиперссылка обязательна.