Ж. Кишфалуди-Штробль (Род. 1884 г.)


Художественный календарь "Сто памятных дат" 1974 г.
Изд-во "Советский художник", М., 1973 г.
OCR Artvek.Ru


Сегодня развитие скульптуры в Венгрии идет иными путями, чем прежде, более сложно и разнообразно. Иные задачи ставит социалистическая действительность перед художниками. Но имя старейшего венгерского ваятеля Жигмонда Кишфалуди-Штробля произносится с неизменным уважением. Его творчество составило целую эпоху в истории венгерской скульптуры и прославилось далеко за пределами страны.
Кишфалуди-Штробль получил образование в Будапеште (1900— 1906) и в Париже, в академии Жюльена (1906—1908). В ряде ранних его работ сказалось влияние образцов салонной скульптуры, с ее манерностью и внешней эффектностью. Однако более сильным и плодотворным оказалось увлечение наследием античных мастеров, а также большой интерес к работам Бурделя. Вся разнородность традиций, питавших творчество молодого венгерского скульптора, в полной мере сказалась в произведениях, созданных в 1900—1910 годы.
Кишфалуди-Штробль обычно изображает своих героев в выразительных, полных внутренней динамики позах. Он стремится к благородной простоте формы, ее законченности и ясности, отвергая импрессионистическую смутность и неопределенность («Финал», 1911, «Девушка на корточках», 1915). Иногда его работы несут на себе груз глубокой, якобы извечной аллегоричности, воспринимающейся, скорее, как знакомая издавна схема, чем размышление современного мастера о вечном и непреходящем в мире человеческих чувств. Однако в некоторых из его произведений есть и искреннее стремление рассказать о простом течении жизни, увидеть красоту в нехитрых каждодневных действиях человека («Уличный продавец газет», 1909, «Девушка, стирающая белье», 1910).
Со временем Кишфалуди-Штробля все более начинает привлекать скульптура, показывающая человека в моменты эмоционального подъема, в динамике, в движении. Здесь его работы порой вызывают неожиданные ассоциации с произведениями мастеров XVII и XVIII столетий, виртуозно разрабатывавших сходные проблемы. В «Стрелке из лука» (1918—1919) он показывал стремительный порыв и вдохновенную воодушевленность. В «Голове поющей женщины» (1921) хотел выразить звучание мелодии. В «Ящерице» (1921), «Женщине, вытирающей моги» (1922), «Утре» (1924) стремился передать плавность медлительного, величественного движения.
Кишфалуди-Штробль воспевает красоту женского тела как символ жизни и красоты самой земли. Это законченные, всегда несущие в себе размышление о жизни композиции. Кишфалуди-Штробль даже несколько полемически утверждает незыблемость и неизменность этой красоты как вечного чувства, всегда присущего человеку. В условиях, когда, с одной стороны, изображение обнаженной натуры в творчестве мастеров салонной живописи и скульптуры сводилось лишь к щекотанию нервов обывателя неприкрытой эротикой, а с другой стороны, служило для ряда художников лишь поводом для формальных экспериментов, произведения венгерского мастера приобретали особый гуманистический смысл.
Кишфалуди-Штробль привлек к себе внимание во всем мире портретными работами. И в целом серия портретов, сделанных Кишфалуди-Штроблем в Лондоне, — поразительная по разнообразию и точности галерея типов лондонского общества. В 1934 году в Лондоне он исполнил знаменитый портрет Б. Шоу. Ему, пожалуй, единственному из всех лепивших и писавших портреты великого драматурга, удалось передать иронический склад его характера. Сам Шоу писал: «...больше всего поражало, что из позировавших Штроблю никто не имел оснований стыдиться своего изображения. Все, что было в этих людях благородного.., скульптор умел уловить и выразить в подлинно поэтической форме... Это была классическая скульптура, неожиданно воскресшая после того, как она умерла и была, казалось, навсегда похоронена». В своих работах, посвященных Петефи, скульптор подчеркивает более общее значение идеи, и эти произведения близки по духу его монументальной пластике.
Монументальное искусство очень привлекало мастера. Он считал, что именно здесь наиболее возможен непосредственный разговор с людьми о самых важных, общих для всех вещах. Памятники Кишфалуди-Штробля популярны в Венгрии. В 1927 году им был сделан памятник «К звездам». После войны в Будапеште были открыты памятники Л. Кошуту (1952) и знаменитый монумент Освобождения на горе Геллерт. В них скульптор хочет сделать доступным и ясным язык аллегорической скульптуры, чтобы па- мятник воспринимался обобщенно, в широком философском значении, как символ события.
Параллельно в послевоенные годы Кишфалуди-Штробль продолжил свою работу « в других жанрах. И если его исторические композиции (например, статуя Ференци Ракоци II, 1953) описательны, носят порой несколько внешне репрезентативный характер, излишне дробны по пластике, то во многих портретах («Женская голова», 1948 и другие) чувствуется уверенное мастерство большого мастера.


При цитировании гиперссылка обязательна.